МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Судьбы многих известных людей связаны с Ялтой и Южным берегом Крыма. Одни искали здесь избавления от недугов, другие наслаждались сказочной красотой природы и черпали творческое вдохновение, а третьи приезжали сюда работать, чтобы своим трудом и талантом сделать этот край еще лучше. Одним из таких тружеников был Н.Г. Гарин-Михайловский.

Сегодня, 20 февраля, исполняется 170 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (Гарин – литературный псевдоним) – вдохновенного инженера-изыскателя, строителя многих железных дорог на огромных пространствах России, талантливого писателя и публициста, видного общественного деятеля, неутомимого путешественника и первооткрывателя.

 Он родился в 1852 году в Петербурге в семье военного. Михайловские принадлежали к старинному дворянскому роду, когда-то одному из самых богатых и знатных в Херсонской губернии.

Честью быть крестником императора Николая I мальчик был обязан своему отцу, который во время венгерской кампании 1848-1849 гг. заслужил особое расположение царя, крестной стала мать революционерки Веры Засулич.

Детские и отроческие годы Николая Михайловского, прошли в Одессе, где у его отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом и недалеко от города – имение. И, кажется, этот шумный красивый город наложил отпечаток на его характер – горячий, порывистый, импульсивный. В Одессе в 1871 году Николай закончил Ришельевскую гимназию. Через год поступил в Институт путей сообщения в Петербурге.

В 1880-е годы молодой инженер Н. Михайловский служил в Министерстве путей сообщения, но разочаровался в службе, купил имение и вместе с молодой женой отправился хозяйствовать в деревню. Желая улучшить жизнь крестьян, он лечил их и просвещал, тратя на это огромные средства. Но все эти мероприятия окончились прахом.

         Для большинства из нас Н. Гарин-Михайловский – блестящий писатель, автор тетралогии «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Инженеры». Но далеко не все знают, что он был и не менее блестящим инженером. Писатель и инженер. Трудно сказать, кем он был в первую очередь, но именно в такой очередности знакомились с ним ялтинцы.

Впервые он приехал в Крым в октябре 1897 года. Отдыхал в Алупке. Посещал жившего в Ялте К. Станюковича и читал ему свою драму «Орхидея». Оба выступали в Ялтинском театре на литературном вечере, устроенном в пользу нуждающихся больных. В это время Николай Григорьевич был уже известным писателем. «В возрасте около 40 лет, инженер, помещик, земец консервативных взглядов, выступил с «Детством Темы»», ярким, ароматным, необыкновенно нежным произведением… Н.Г. Гарин-Михайловский писал удивительно, как удивительно было все то, что он делал … Он писал, как поет птица, как пахнет цветок…». Вряд ли можно сказать о Гарине-Михайловском лучше, чем это сделал его друг, ялтинский врач, писатель и публицист С.Я. Елпатьевский. Но литература не была единственным смыслом его жизни.

Карьера писателя, затухая и ярко вспыхивая, шла вперемежку с бездной других планов и идей, которые то и дело появлялись в его жизни. Инженерная карьера Н.Г. Михайловского создавалась так же быстро и блестяще, как и литературная Н.Г. Гарина. Всю свою жизнь он строил дороги, мосты, тоннели в разных концах России. Поэтому неудивительно, что Комиссия о новых железных дорогах, решив в принципе вопрос о соединении Ялты с железнодорожной сетью, направила начальником изыскательской группы в Крым именно Гарина-Михайловского.

         Он приехал сюда весной 1903 года с семьей и поселился в Кастрополе, где расположился штаб изыскателей. Им предстояло проверить расчеты по уже имевшемуся проекту дороги Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри, а также провести изыскания и рассчитать стоимость по трем другим направлениям: Симферополь-Алушта-Ялта; Севастополь-Ялта-Симферополь и Ялта-Сюрень-Бахчисарай- Симферополь.

В том счастливом для него 1903 году экспедиция провела в Крыму всего восемь месяцев, выполнив за этот скромный для подобного дела срок самые тщательные исследования и подготовила по каждому направлению необходимые обоснования в промышленном, курортном, техническом и финансовом отношениях. Осенью начальник экспедиции отбыл в Петербург на рассмотрение проектов. Наиболее приемлемым было признано направление Симферополь-Алушта-Ялта. Казалось, что к строительству дороги вот-вот должны были приступить, но начавшаяся вскоре русско-японская война отодвинула планы на неопределенный срок.

Для Гарина-Михайловского дорога на Южный берег не была обычным, рядовым проектом. Из простого коммерческого предприятия он мечтал создать беспримерный памятник русского дорожного зодчества, непревзойденную по красоте дорогу. Станции планировалось проектировать в местном духе: в Байдарской долине – в виде ногайского шатра, в Ай-Тодоре – в стиле античном. Проекты станций создавал художник Санкт-Петербургского Штиглицкого музея Н.З. Панов (из воспоминаний Л.С. Врангель).

Специалисты утверждали, что лучшего изыскателя, более находчивого и остроумного, изобретательного трудно себе представить. Друзья же отмечали веселый размах, нетерпеливую мысль, искрящуюся фантазию. Александр Куприн, познакомившись с Николаем Григорьевичем в Ялте в доме С. Елпатьевского, писал: «Этот человек провел яркую, пеструю, огромную жизнь. Он то бывал миллионером, то сидел без копейки денег, в долгах. Он исколесил всю Россию, участвовал в сотнях предприятий, богател, разорялся, повсюду оставляя золотые следы...».

Его любви и доброты хватало не только на 14 детей, трое из которых были приемными, но и на друзей, коллег. И хотя спать приходилось всего по несколько часов в сутки, по вечерам он собирал у себя в Кастрополе большое общество: инженеров, студентов, изыскателей. И вот тут-то, в сумерках, под звон цикад Николай Григорьевич импровизировал свои прелестные сказки. На глазах у присутствующих рождалась поэтическая мысль и тут же облекалась в изящные формы.

Это было время удачных начинаний, грандиозных планов, счастливые дни кипучей деятельности. Часто полушутя-полусерьезно он говорил, что лишь два дела хотел бы видеть при своей жизни оконченными – это электрический путь по Крыму и повесть «Инженеры».

Увы! Первое было прервано войной, второе – смертью. Николай Георгиевич умер 10 декабря 1906 г. в расцвете творческих сил.

«Счастливая страна – Россия! – говорил он. – Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас».

Повесть «Инженеры» будет напечатана в 1907 году, а разработками для электрической железной дороги по ЮБК воспользуются при строительстве горной троллейбусной трассы Симферополь-Алушта-Ялта (1961) и новой дороги Ялта-Севастополь (1972). В знак благодарности на одном из участков Севастопольской дороги установлен барельеф Н.Г. Гарину-Михайловскому, инженеру и писателю.