МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

 

         Сегодня, 23 января 2021 года, исполняется 130 лет со дня рождения скромного и талантливого поэта Павла Григорьевича Тычины. В советское время стихотворения Тычины учили все школьники страны и появилось даже выражение, которое многие помнят и сейчас «Краще з’їсти кирпичину, ніж учить Павла Тичину». А ведь действительно, не каждый может легко выучить его стихотворения, но если выучил, то запомнит их надолго.

       Стихотворения, поэмы, рассказы, драматические произведения, переводы, статьи и даже рисунки – это далеко не весь диапазон творческого наследия Павла Тычины.

Родился будущий поэт в селе Пески Черниговской губернии в семье сельского псаломщика 23 (11 ст.ст.) января 1891 года. Павел Григорьевич был седьмым ребёнком в семье, рос любознательным, с детства любил читать и рисовать, а ещё имел абсолютный слух и красивый тембр голоса, в связи с чем был определён в церковный хор.

          Начальное образование получил в земской школе, а с 1900 по 1907 – обучался в Черниговском мужском духовном училище, одновременно с учёбой пел в монастырском хоре. Затем шесть лет обучения в духовной семинарии, где молодой юноша начинает проявлять себя как поэт, художник и музыкант, и каждый из преподавателей надеялся, что Тычина выберет его направление. Павел Григорьевич выбрал поэзию, но музыка давала возможность заработать, поэтому он сначала руководил в Чернигове семинарским хором, а после поступления в Киевский коммерческий институт (1913), – несколькими хорами в Киеве.

         После двух лет обучения в Киевском институте (1914-1915) юноша вернулся в Чернигов, где работал счетчиком-статистом в статбюро губернского земства. Через год его пригласили на работу в Украинский театр Садовского (Киев) на должность помощника хормейстра.

За несколько лет работы в разных литературных журналах Киева Тычина подготовил к изданию первый сборник своих стихотворений «Сонячні кларнети» вышедший в 1918 году, о котором писали, что это «новое слово в украинской литературе».

         Семь лет, с 1923 года, Павел Григорьевич жил и работал в Харькове, где находился в гуще литературных процессов: был членом нескольких союзов писателей, руководил отделом поэзии в журнале «Червоний шлях», а в 1929 году стал академиком АН Украины. Всю свою жизнь Павел Григорьевич писал, и писал много – стихотворения, сказки для детей, рассказы, занимался переводами и не забывал об общественной деятельности, за которую в 1967 году ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда.

         Часть жизни поэта была связана с Крымом, куда впервые он приехал в августе 1925 года на отдых в Алушту. Первое письмо с крымской земли, было адресовано Лидии Петровне Папарук – будущей жене поэта, заканчивается его временным адресом: «Алушта. Рабочий уголок. Дача Чаплыгина». Отсюда выезжал на экскурсию в Ялту, где посетил Дом-музей А.П. Чехова, могилу Степана Руданского, памятные места Леси Украинки.

         В последующие годы Павел Григорьевич приезжал на отдых в Алупку и Гаспру, в санаторий «Харакс».

         С 23 мая до 1 сентября 1926 года Павел Григорьевич останавливался по адресу: «Крым. Алупка, Приморская ул., дача Десалиш». В письмах к невесте поэт писал: «… Я живу над самим морем. Дача майже безлюдна, пляж теж. Одно море та вітер!..», «Лідуся, я Вам забув написати: в самій Алупці ніде не висаджуйтесь, а їдьте до самої контори «Кримкурсо» чи Артелі шоферів – однаково, всі ці контори в центрі міста і зовсім недалечко від дачі Десаліш…».

         Последняя поездка Тычины в Крым состоялась летом 1937 года, тогда поэт приехал отдыхать в санаторий «Харакс», здесь проходил лечение ингаляциями и ежедневными морскими купаниями, написал стихотворение «В Хараксе», которое было включено в крымский цикл поэзий Павла Григорьевича.

         В послевоенное время тема крымского побережья постепенно исчезает из писем и творчества Павла Тычины, он больше здесь не бывал, но в его ранних письмах из Крыма находим такую строчку «Як чудесно в Криму… Від’їжджати не хочеться…», – если бы у поэта была такая возможность, то крымская тематика в произведениях Павла Григорьевича была неиссякаема…