МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

 


Есть писатели, которые интересны и значительны не только своим творчеством, но и всей своей жизнью. Именно таким был Петр Андреевич Павленко. Он относится к числу писателей, стоявших у истоков советской литературы и был ярким представителем литературы метода социалистического реализма.

 Родился П. А. Павленко 11 июля 1899 года в Петербурге в семье железнодорожного служащего и учительницы. Из-за болезни матери семья переехала в Тифлис, в Грузию, которая стала второй родиной писателя. Закончив реальное училище в 1918 году, Петр Андреевич переезжает в Баку, где поступает в политехникум на сельскохозяйственное отделение.

Юный Павленко симпатизирует революционно-настроенным слоям населения Тифлиса и Баку. Большое влияние на его мировоззрение оказал А. М. Горький, пребывание которого на Кавказе, его произведения оставили неизгладимый след в жизни Павленко. Нравственные принципы и политический настрой будущего писателя определили его жизненный и творческий путь - типичный для советских писателей того времени.

 В 1920 году Павленко, как и многие писатели его поколения, уходит добровольцем в Красную армию (он был бойцом Х1 Кавказской армии),вступает в ряды ВКП (б). Закончил военную службу комиссаром спецпогранотряда на Куре. После демобилизации по болезни несколько лет провел на партийной работе в Азербайджане и Грузии. В это же время начал печататься - сначала в красноармейской газете «Красный воин», затем в газете « Заря Востока». Писал очерки и статьи по партийным вопросам.

С 1924 по 1927 год Петр Андреевич работал в Турции в советском торгпредстве. В это время он изучает ковроведение, историю Византии и Турции, восточные языки. По долгу службы побывал во Франции, Италии, Греции, Сирии. Пребывание за границей дает писателю материалы для его первых книг: «Азиатские рассказы» (1929 г.) и книги очерков «Стамбул и Турция» (1930 г.)

В 1928 году Павленко сближается с Н. Тихоновым, И. Эренбургом, Вс. Ивановым. В это время он целиком переключается на литературную работу, становится профессиональным писателем. В составе Первой писательской бригады вместе с Н. Тихоновым, Л. Леоновым, В. Луговским, Вс. Ивановым он отправляется 1930 году в Среднюю Азию. Творческим результатом этой поездки явились книги очерков «Путешествие в Туркменистан» и повесть « Пустыня» (1931-32 гг.)

В 1932 году вышел первый роман П. Павленко «Баррикады», посвященный событиям Парижской Коммуны. В этом же году молодой писатель знакомится с А. М. Горьким, который сказал о нем : « Занятный Вы человек, Павленко. Острый, праздничный».

 В 1933 году Павленко отправляется в творческую поездку по Кавказу, итогом которой явились исторический очерк «Шамиль» и «Кавказская повесть». В 1934 году состоялся 1 Всесоюзный съезд советских писателей, возглавляемый Горьким. Павленко принимал участие в подготовке и работе съезда, на котором был избран в Правление Союза советских писателей, а с 1938 по 1941 год был членом Президиума Союза советских писателей.

Осенью 1934 года Петр Андреевич с А. Фадеевым, Р. Фраерманом и другими предпринимает новую творческую поездку на Дальний Восток. Он работал в Особой Дальневосточной армии и в краевых советах. Ему приходилось наблюдать героический труд советских людей. Все эти события он отразил в своем романе «На Востоке», который был написан в1936 году, высоко оценен А. Фадеевым и получил прекрасный отзыв у французского писателя Р. Роллана. С 1932 по 1938 гг. Павленко редактировал журнал «30 дней», затем горьковский альманах «Год ХV11», много работал как журналист.

В 1939 году за выдающиеся заслуги в области литературы и за роман «На Востоке» Петр Андреевич Павленко был награжден орденом Ленина. В это же время он начинает пробовать свои силы в кинодраматургии: пишет сценарии по роману «На Востоке», «Яков Свердлов».

Особое место в творческой биографии П. А. Павленко занимает сценарий к фильму «Александр Невский», написанный накануне Великой Отечественной войны и поставленный кинорежиссером С. Эйзенштейном. Знаменитые слова из этого фильма: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля»,- стали девизом нашего народа в годы Отечественной войны. За этот фильм П. Павленко и С. Эйзенштейну была присуждена Сталинская государственная премия 1 степени.

 В 1939-40 гг. Павленко участвовал в войне с белофиннами в качестве военного корреспондента красноармейской газеты «Героический поход» и получил за участие в финской кампании орден Красной Звезды.

В годы Великой Отечественной войны П. А. Павленко прошел героический путь тех, кто штыком и пером отстаивал независимость нашей страны. Его имя занимает почетное место среди писателей-фронтовиков: А. Фадеева, К. Симонова, М. Шолохова и других. Павленко служил на Западном, Брянском, Крымском, Кавказском и 3-м Украинском фронтах. Он был военным корреспондентом газет  «Правда» и «Красная звезда». Им создаются в это время произведения : «Русская повесть», сборники военных рассказов «На высоком мысу», «Путь отваги», которые К. Паустовский отметил как одни из лучших произведений, созданных в годы войны.

Петр Андреевич на войне – не только талантливый журналист, но и человек беспредельной храбрости. Очевидцы, встречавшие Павленко на фронте, вспоминали о нем, как о человеке, отличавшемся дисциплинированностью, бесстрашием в выполнении заданий в сложной боевой обстановке. В 1943 году в дни сражений за Новороссийск, писателя как участника Керченского десанта, наградили боевым орденом Красного Знамени, присвоено звание полковника. Среди военных наград писателя медали: «За оборону Москвы». «За оборону Кавказа», «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Впечатления, полученные в военные годы, наложили отпечаток на весь последующий творческий путь писателя. Военная тематика звучит в киносценариях «Клятва», «Падение Берлина», в романе «Счастье», за которые П. А. Павленко были присуждены Сталинские государственные премии.

В декабре 1944 года Павленко приезжал в Крым, в Ялту вместе со своим тестем К. А. Треневым. Они провели встречи с колхозниками-переселенцами в колхозе им. Калинина в Аутке и «Красная заря» в Гаспре, побывали в доме-музее А. П. Чехова. В их ялтинском доме на Горном проспекте,10 писатели остановиться не могли, так как он был сильно поврежден фугасными бомбами. Ремонтировать дом Павленко пришлось уже после смерти Тренева в 1945 году.

После войны по настоянию врачей он вместе с семьей – женой Натальей Константиновной и сыновьями Алексеем и Андреем переезжает в Ялту на постоянное жительство и поселяется в своем доме. Здоровье на войне было подорвано, обострился туберкулез. Но лечение в Крыму Павленко сочетает не с отдыхом, а с активной общественной деятельностью. Много сделал Петр Андреевич для развития литературных сил Крыма.

В Крыму он видел истерзанные фашистами города и села, усталых людей, заброшенную землю. Предстояло много потрудиться, чтобы сделать эту землю цветущей, а людей счастливыми. Он стал собирать вокруг себя начинающих писателей, многие из которых были фронтовиками, партизанами и стал основателем Ялтинского литературного объединения писателей, возглавил Крымское отделение Союза писателей, редактировал литературно-художественный альманах «Крым». Петр Андреевич любил и умел, говоря его словами, « запускать человека в дело ». В одном из писем А. Фадееву он писал: «В этом году мой Крым, возможно, выскочит в литературу. После книги Козлова о крымских подпольщиках подошлю тебе роман молодого писателя Холендро о крымских колхозниках, потом военные записки одной морячки. Все – чудесный материал».

Начинающим писателям Петр Андреевич помогал словом и делом. Так, для того, чтобы Дмитрий Холендро закончил работу над романом « Горы в цвету», Павленко снабдил его приличной суммой денег. Не раз он давал деньги на приобретение путевки в туберкулезный санаторий молодому поэту Льву Барышеву. Партизану Илье Вергасову помог написать и издать в журнале «Знамя» книгу «В горах Таврии». «Работать с молодыми – не нагрузка, а обязанность уже сформировавшегося писателя», - подчеркивал Павленко в одной из своих статей.-Будьте нужными! Всегда чувствуйте и ощущайте свое место в строю. Никогда не забывайте, что пишете для народа. Плюньте на литературных снобов. Высший критерий творчества – его полезность людям».

Активное отношение к делам крымских тружеников, сердечность к людям сделали его очень быстро своим, нужным всем человеком. Ялтинская городская партийная конференция избрала писателя членом горкома и делегатом на областную конференцию. А в марте 1950 года Павленко был избран депутатом в Верховный Совет СССР. В фондах отдела «Музей К. А. Тренева – П. А. Павленко» Ялтинского историко-литературного музея хранятся десятки писем избирателей к депутату П. Павленко. За каждым из этих писем стоит судьба человека со своими бедами, заботами, вопросами. Рядом с письмами лежат копии и черновики ходатайств Павленко в различные учреждения, свидетельствующие, что реакция депутата на письма избирателей была быстрой действенной .

Наблюдая жизнь в послевоенном Крыму – время героического общенародного подвига в борьбе с разрухой, писатель был полон творческого энтузиазма. В своем романе «Счастье» он отразил трудовой подвиг крымчан, поставил актуальную проблему включения в мирную жизнь героев и инвалидов Великой Отечественной войны, понимания счастья как слияния личных интересов с общественными, «жизнь на миру», чувства нужности как « человека для людей».

Роман «Счастье», вышедший в журнале «Знамя» в 1947 году, имел огромный успех и был переведен на множество языков. В Крыму поднялась волна нового общественного движения демобилизованных воинов – воропаевцев.

Заслугой П. А. Павленко является выход сборника «Крым в русской литературе» (1948-49 гг.), в котором была сделана первая попытка собрать лучшие произведения о Крыме, его истории и культуре. В Крыму он работал над повестью «Степное солнце», «Крымскими рассказами» и оставшимся незаконченным романом «Труженики мира».


Павленко в 1949 году был участником Всеамериканского конгресса в защиту мира вместе с А. Фадеевым, С. Герасимовым, Д. Шостаковичем, М. Чиаурели. Это нашло отражение в серии очерков «Американские впечатления», с которыми он предварительно выступал перед ялтинцами в театре им. А. П. Чехова. Петр Андреевич побывал во многих странах, укрепляя и налаживая контакты со сторонниками мира, был выдающимся деятелем международного движения за мир. Результатом его поездок стали публицистические очерки «Берлин, Прага, Вена», «Итальянские впечатления», «Молодая Германия». В мае 1951 года Павленко посетил Чехословакию, в Праге он участвовал в совещании сторонников мира. Вернувшись в Москву, он сразу же начал писать статью о Горьком «Бунтарь, труженик, искатель…», но закончить ее не успел. 16  июня 1951 года П. А. Павленко скоропостижно умер от сердечного приступа.

Писатель Борис Полевой сказал о нем: « Петр Павленко умер, как умирают боевые комиссары, горячим словом и примером своим поднимая людей в атаку. Таким он навсегда и запомнится: обаятельным, деятельным, полным замыслов и мечтаний оптимистический человек».

 В 1957 году исполком Ялтинского горсовета принял решение о создании в Ялте литературно-мемориального отдела краеведческого музея в доме, принадлежавшем семье Треневых – Павленко и подаренных ими городу вместе с садом. В экспозиции музея были мемориальные комнаты, посвященные К. А Треневу и П. А. Павленко и общий отдел, показывающий пребывание  на ЮБК писателей и поэтов Х1Х-ХХ вв. Мемориальный дом-музей пользовался популярностью, здесь проводили уроки литературы учителя крымских школ, организовывались встречи с выдающимися деятелями культуры.

В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранятся личные вещи, фотографии, документы, книги, принадлежавшие П. А. Павленко и его семье.