МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

        Порт встречает, провожает святом маяка...

После присоединения Крыма к Российской империи встал вопрос об экономической связи южнобережья Крыма с Россией. Благодаря генерал-губернатору Новороссийского края М.С. Воронцову начинается строительство мола. 30 сентября 1832 года проект постройки каменного мола и организации в Ялте торгового порта был утвержден. 14 августа (1августа)  1833 года в торжественной обстановке был заложен первый каменный блок. Этот день считается днем рождения Ялтинского порта. Строительство, в котором участвовали более 200 вольнонаемных рабочих, закончилось в сентябре 1837 года. В сентябре в Ялту прибыл император Николай I , первое, что он увидел, были свежевозведенные добротные сооружения порта. Правительство, не жалея средств, отпускает на строительство причальных сооружений большие деньги. Одна из главных причин - ежегодный приезд в Ливадию царя и  его многочисленной свиты. Ялта постепенно становится модным аристократическим курортом. В порту кипит бурная деятельность, приходят десятки парусных и паровых судов, яхт. Однако мол не справился со своей задачей и был дважды разрушен.

           Назрела необходимость в сооружении каменного мола, каменной набережной и набережной-причала для каботажных судов. Разработка проекта, завершенная в основном к 1887 году, и начатое тогда же производство работ были поручены трем опытным инженерам — С.Н. Руденко, А.Л. Бертье-Делагарду и Н.И. Шевцову. Первая очередь строительства завершилась в 1890 году, полностью работы были завершены в ноябре 1902 года. Не раз в штормы смывали огромные массивы  с мола, но его восстанавливали и укрепляли.  

         В 1908 году южную оконечность мола украсила сборная металлическая башня маяка, сохранившаяся до сих пор. Её разбирали лишь на время фашистской оккупации Ялты с 1941 по 1944 годы.

         На парапете мола были установлены чугунные перила, скамейки и это портовое сооружение сделалось местом прогулок. В ту пору Ялта стала обладательницей порта, единственного на ЮБК, надёжно укрывающего суда от бурь.

            Первая мировая, гражданская война, разруха…Портовое хозяйство разрушено, нет ни судов, ни другого транспорта. Создаются постоянные бригады грузчиков, они своими силами ремонтируют причалы, восстанавливают разрушенные здания. Открываются регулярные сообщения между портопунктами Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, проводится чистка акватории.

         В 1933 году на местных линиях на двух катерах порта «Алушта» и «Гурзуф» было перевезено за курортный сезон 28 тысяч пассажиров. Строится морской вокзал дальнего следования. Перед войной в порту кипит бурная деятельность, 14 пассажирских катеров курсируют вдоль побережья, перерабатываются грузы…

         Великая Отечественная война и период оккупации нанесли порту громадный ущерб. В порту было уничтожено складское хозяйство, разрушено здание управления порта, морской вокзал. На дне бухты 14 затонувших судов, множество неразорвавшихся бомб и снарядов. Но уже через неделю после освобождения города остававшиеся в оккупации и вернувшиеся портовики начали восстановительные работы. Велась активная очистка акватории. К началу проведения Крымской Конференции в Ливадии были приготовлены портовые сооружения. Новое здание морпорта построено  в 60-е годы.

«Золотое время» Ялтинского порта пришлось на 70-80-е годы, когда пассажирские теплоходы перевозили до 6 млн пассажиров в год и почти 1 млн приходился на скоростные линии. В это время Ялтинский порт получил теплоходы «Александр Грин» и «Саманта Смит». В 1989 году были получены новейшие норвежские катамараны – «Крымская стрела» и «Голубая стрела».

К концу 80-х годов Ялтинский порт оперировал 18 судами на подводных крыльях. Скоростной флот работал на линиях Ялта – Одесса с заходами в Севастополь и Евпаторию, Ялта – Сочи с заходами в Алушту и Новороссийск и на местной линии сообщения Ялта – Севастополь. После распада СССР началась продажа и списание скоростного флота, что привело к полному прекращению скоростных пассажирских перевозок к середине 90-х годов.

          В 2004 году между Одессой, Севастополем и Ялтой после более чем 10-летнего перерыва было  возобновлено морское сообщение. Между приморскими городами курсировал быстроходный катамаран "Крымская стрела". Но попытка возрождения морского сообщения  оказалась нерентабельной.

           А вот прием круизных судов продолжался вплоть до марта 2014 года. В сентябре 2013 года все информагентства выложили новость об аншлаге в Ялтинском порту, куда одновременно  прибыло сразу 4 круизных лайнера -Sea Dream 1Azura, FTI Berlin и Adriana - с максимальной вместимостью более 3,8 тысяч пассажиров. Это абсолютный рекорд за всю историю порта!

          Сразу после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году перед Правительством РФ была поставлена задача развития транспорта на полуострове. А 25 апреля 2017 года Президентом РФ В.В.Путиным было дано поручение возродить скоростные перевозки в Азово-Черноморском бассейне. Первым круизом стало недельное путешествие лайнера "Князь Владимир", стартовавшее 11 июня 2017 года. Недельный круиз проходит по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — Сочи. Начинается и заканчивается круиз, помимо Сочи, в Новороссийске, Ялте и Севастополе. Лайнер вмещает 800 пассажиров и 250 членов экипажа.

       В октябре 2017 года новое головное судно «Комета 120 М» было спущено на воду судостроительным заводом «Вымпел» в городе Рыбинске. Достройка и испытание судна проходили на Севастопольском судоремонтном заводе «Персей», куда новая «Комета» была доставлена в ноябре 2017 года. А 1 августа 2018 года в Ялте встречали первых пассажиров, доставленных "Кометой" из Севастополя. В настоящее время такие рейсы стали регулярными.