МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Стабильно высок интерес гостей и жителей города к истории Ялты и к зданиям на её улочках, построенных во второй половине ХIХ века – начале ХХ века. Имена известных архитекторов, таких как Н.П. Краснов, Л.Н. Шаповалов, П.К. Теребенев постоянно «на слуху» у публики, а фотоснимки их работ представлены в постоянной экспозиции музея и представляются на временных выставках. Наряду с этими архитекторами над обликом Ялты трудились и другие не менее талантливые и искусные мастера.

Инженер Николай Николаевич Пискунов жил и трудился в Ялте около десяти лет. Он автор проектов ряда  дач, украсивших Новый город; участник  крупных, видных проектов наряду с именитыми архитекторами -  к примеру, строительства роскошной гостиницы "Метрополь" с архитектором О.Э. Вегенером.

Ранее о Николае Николаевиче было известно совсем немногое: даже год его рождения не встречался в бумагах. К сожалению, записи из метрических книг Ялты не могли нам помочь – родился и скончался Н.Н. Пискунов не здесь. За помощь в поиске материалов об инженере Н.Н Пискунове мы благодарим краеведа Наталью Михайловну Макарухину.

Материалы о Н.Н. Пискунове нашлись в Центральном Государственном историческом архиве города Санкт-Петербурга; там хранится «Дело Института Гражданских инженеров Императора Николая I Министерства Внутренних дел об учащемся Николае Пискунове», начатое в 1893 году и подшитое в 1905 г., по последнему обращению.

 Институт Гражданских Инженеров фактически был основан 17 февраля  1842 г. по Высочайшему указу на базе 2х училищ: Архитекторского и Гражданских инженеров, принадлежащих к ведомству Главного Управления путей сообщения и публичных зданий. Так было создано строительное училище, имеющее целью дать студентам образование техников по строительной и дорожной частям. Училище  готовило помощников архитекторов. В 1882 г. строительное училище было преобразовано в ИГИ.  

 

Николай Николаевич Пискунов родился в 1872 году, в семье чиновника. Семья проживала в Казани, - Н.Н. Пискунов окончил седьмой курс Казанского реального училища. Летом 1893 года  Николай Пискунов, имея свидетельство о приписке по отбыванию воинской повинности и вид на жительство в Санкт-Петербурге, подал прошение Директору Института Гражданских инженеров Императора Николая Первого о том, чтобы иметь возможность пройти поверочное испытание для поступления на первый курс. Позволение было получено, но, увы, баллов для поступления оказалось недостаточно. Николай проявил упорство, он подал новое прошение: «я не мог удовлетворить требованиям конкурса. И так как по распоряжению Вашего Превосходительства в Институт ежегодно принимаются еще несколько человек, то я имею честь всепокорнейшее просить Ваше Превосходительство содействовать моему поступлению в упомянутое учебное заведение».

Ходатайство увенчалось успехом: Николай Пискунов был зачислен студентом I курса и получил пособие в 20 рублей от Общества вспомоществования ученикам Казанского реального училища.

Нужда в деньгах была на протяжении всего времени обучения и часто вынуждала дополнительно хлопотать о выплатах: как о назначении стипендии, так и о разовых пособиях, чтобы оплатить бытовые расходы и материалы для выполнения заданий. Особенно тяжело пришлось на пятом курсе, что подтверждается рядом прошений и свидетельством о бедности от Градоначальника Санкт-Петербурга. Не имея положительно никаких средств к существованию, Николай не может приступить к выполнению  учебного задания по проектированию моста и особняка, отставая от учебного плана. Только выданное пособие позволило продолжить учёбу.

Зная, что только заметные успехи в учебе будут вознаграждены, Николай учился старательно, иногда сверх своих сил. Так, на втором курсе он вынужден был взять больничный из-за переутомления и сдать учебные работы позже; подобное повторялось и на третьем, и на пятом курсе.

На третьем курсе получил свидетельство и серебряную медаль Императорской Академии Художеств за успехи в рисовании.

В мае 1898 года Николай Николаевич Пискунов окончил Институт Гражданских инженеров. Во время обучения  он «при отличном поведении оказал очень хорошие успехи». По окончании курса учения и по итогам испытаний Николай был удостоен звания Гражданского Инженера с правом производства работы по гражданско-строительной и дорожной частям и носить особый Высочайше установленный знак и, при поступлении в гражданскую службу, получить чин Х класса.

В Ялту Н.Н. Пискунов прибыл, вероятно, в  1900 году; первые его работы в нашем городе датируются 1901 годом: на Набережной им построен примыкающий к гостинице «Мариино» двухэтажный каменный крытый железной крышей дом для купца Агадышева. В 1903 году строился одноэтажный дом под черепицей для Марии Федоровны Чуйкевич, вдовы действительного статского советника, на улице Барятинской (сейчас Халтурина); неподалёку, на соседней улице Каменоломной, архитектор купил участок для себя и построил личный дом.

А в 1905 году была возведена, наверное, самая известная и необычная из дач, надзор за возведением которой осуществлял Пискунов: дача Вадарской на улице Княжеской (Щорса) по проекту Е. Шреттера. Украсили виллу египетские символы, зубчатые башни, узорчатые карнизы. Она существует до сих пор, и, несмотря на перемены и последующую реставрацию, привлекает символизмом и самобытностью внимание гуляющих.

К 1910 году инженер Николай Николаевич Пискунов приобрел уважение и  известность в Ялте. Об этом свидетельствуют занимаемые им должности. Летом этого года он сначала исполнял обязанности отсутствовавшего городского инженера, после был избран  в товарищи председателя городской технической комиссии, председателем которой был инженер путей сообщения В.Г. Тарасов (брат Н.Г.Тарасова), был членом курортной комиссии, - об этом сообщает газета «Русская Ривьера». Кроме того Н.Н. Пискунов был гласным Городской Думы.

Инженер Н.Н. Пискунов подготавливал доклады по вопросам, важным для города и его жителей. В 1910 году рассматривался вопрос об улучшении состояния городского сквера (бывшего Мордвиновского, сейчас - сквер Некрасова) перед началом курортного сезона.

Городской сквер (ранее Александровский, сейчас прибрежная часть сквера Калинина) – одно из немногих мест для общественного отдыха в черте города, поэтому необходимо было его обустроить для нужд прибывающей публики. Комиссией было предложено: «Удалить совершенно извозчичью стоянку около сквера и на месте этой стоянки соорудить широкую панель для пешеходов и поставить скамейки. 2. Снести имеющийся в сквере клозет и вообще не устраивать в сквере отхожего места. 3. Отремонтировать и перекрасить имеющиеся в сквере скамьи и поставить особые скамьи-пляженки, которые обещал предоставить А.А. Россинский. 4. Упорядочить – очистить пляж, а песок, имеющийся на сквере, просеять и в случае необходимости добавить, и вообще привести в порядок весь террейн сквера. 5. Удалить из сквера платформу для музыкантов, а так же всех торговцев с ларями и весами. 6. Построить клозет напротив почтово-телеграфной конторы возле владений генерала Витмера и речки Учан-Су.»

В 1911 году в Ялте была необычайно снежная зима: люди сами очищали крыши домов и дворы. Было собрано совещание, на котором обсуждалась угроза наводнения при таянии этого объема снега. Н.Н. Пискунов успокоил собравшихся тем, что снег будет таять порционно и русло реки Учан-Су не переполнится. Были организованы расчистка русла и водостоков и вывоз снега на конных подводах: чтобы очистить главные улицы в 3 дня нужны  были 200 лошадей.

К сожалению, весной 1911 года жизнь Николая Николаевича прервалась: он скончался в возрасте 39 лет, 15 марта в Харькове после тяжелой болезни.

В газете был напечатан некролог, в котором освещались профессиональные и общественные заслуги Н.Н. Пискунова и отмечалось, что он « приобрел среди местного населения довольно широкую известность, как даровитый, серьезно относящийся к своему делу архитектор».

Капитала архитектор не накопил: Николая Николаевича осталась  большая семья из 6 человек, без всяких средств к существованию.

Пусть затерялись сведения о дне рождения архитектора, о его семье  и общественных делах, но на улицах Ялты продолжают стоять крепкие, добротные старые дома, которые он проектировал и выстроил. Нанося карандашные штрихи на чертеж здания, которое будет построено,  каждый архитектор в то же время вписывает своё имя в каменную летопись города.