МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения талантливого советского и российского кинорежиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР Леонида Иовича ГАЙДАЯ (1923-1993). Он снял более 18 полнометражных кинокартин, многие из которых стали непревзойденными комедиями, бестселлерами советского кинематографа, такие как «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Пёс Барбос и необыкновенный кросс», «Кавказская пленница» и многие другие.

А родился Леонид Гайдай в Амурской области, в городе Свободный. Леня был третьим ребенком в семье, были еще брат и сестра. Мальчик рос худым, болезненным, со слабым зрением. Но в школе слыл задирой и весельчаком. И была у Леонида страсть - кино. По воскресеньям он тратил все накопленные деньги на билет в местный кинотеатр. С замиранием сердца смотрел черно-белые фильмы Чарли Чаплина. После сеанса Леонид забирался под кресла и лежал, не дыша: дожидался следующего показа. И так весь день. Вечером усталый, но довольный, Гайдай приходил домой и, укутавшись в одеяло, мечтал, как станет известным актером. Не суждено было сбыться его мечте, хоть и окончил он театральную студию при Иркутском областном драмтеатре. В 1949 году он отправился в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет. И многие годы впоследствии работал режиссёром на киностудии «Мосфильм».

Многие фильмы и отдельные отрывки своих кинолент Леонид Гайдай снимал в Крыму, в Ялте, Алуште. Достаточно вспомнить «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото 82», «Деловые люди», «Кавказская пленница». Именно в Ялте поёт свою знаменитую песню «Звенит январская вьюга» Наталья Селезнева. В Крыму снимались знаменитые кадры рыбалки из «Бриллиантовой руки», здесь же в отчаянии рубит стулья и гарнитура генеральши Поповой отец Федор Михаила Пуговкина из кинофильма «12 стульев».

В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» внимательный зритель узнает набережную Ялты. Что интересно, в фильме показана не курортная, прогулочная часть Ялты, а судоходный причал, пирс №2. На отдельных кадрах можно заметить, что фильм снимали вовсе не в летний сезон, как написано по сценарию. Внимательный зритель на заднем плане увидит людей в теплой одежде, на фоне летних нарядов актёров. Холодное время года выдает также и снег на вершинах гор, за спиной режиссера в кадре. Хотя в Ялте отснят только незначительный эпизод этого, ставшего классикой комедии, фильма, Ялтинская набережная не забыла создателей «Ивана Васильевича» - сейчас на месте проведения съемок стоит памятник Карпу Савельевичу Якину, а точнее человеку его создавшему. 

Леонид Гайдай обладал великим даром, он умел рассмешить людей, но никогда не переходил ту тонкую грань, которая разделяет шутку от глупости, добрый юмор от злой насмешки. Его фильмы лёгкие, добрые, слегка наивные, их хочется пересматривать много-много раз.

Фильмы Леонида Гайдая, только в кинотеатрах посмотрели более 600 миллионов человек! Даже у легендарного американского Стивена Спилберга, зрителей в США было в полтора раза меньше! 

Всю свою жизнь он создавал комедии, чтобы зритель, забыв свои проблемы, смеялся как ребенок. Но его самого жизнь раз за разом испытывала на прочность, стараясь вызвать не улыбку, а слёзы…

20 июня 1941 года Леонид закончил школу, получил аттестат об образовании, а 22 июня пошел записываться добровольцем на фронт, началась Великая Отечественная война. Но тогда его не взяли по возрасту. Будущий режиссер попал на фронт только в 1942 году. Гайдай так мечтал попасть на передовую, что когда военком набирал пополнение из призывников, на каждый его вопрос, молодой солдат кричал: «я!».

- Кто в артиллерию? – спрашивал военком.

- Я! - отзывался Гайдай.

- В кавалерию?

- Я!

- На флот?

- Я!

- В разведку?

- Я!

- Да подождите вы, Гайдай! – вспылил военком. - Дайте огласить весь список!!! 

Не трудно догадаться, где потом в фильме у режиссера появился этот эпизод…

В годы войны Леонид служил во взводе пешей разведки, и на одном из заданий получил тяжелое ранение. Однажды возвращаясь из боя, он подорвался на противопехотной мине. Ногу раздробило, молодому солдату грозила ампутация. Больше года провел он в госпиталях, перенёс пять сложнейших операций. Был комиссован из армии. Но домой смог вернулся на «своих двоих». В последующие годы, с возрастом, рана то и дело открывалась, болезненно выходили осколки. Но многие друзья даже не догадывались о его инвалидности.

Вообще в жизни, это был очень ответственный, серьёзный человек, никогда не рассказывал анекдоты, даже в кругу друзей. Только для одного человека он старался быть смешным и весёлым - для своей будущей невесты - Нины Гребешковой. Сюжет новеллы «Наваждение», когда Шурик готовится к экзаменам с Лидочкой, Гайдай списал полностью с себя, со своих юношеских отношений с Ниной. В образе Шурика талантливый режиссёр хотел показать самого себя: наивного неунывающего, застенчивого, смешного парня, которым внутренне он и был на самом деле. Это был большой риск, но режиссер сознательно идёт на это, он верит в успех своих картин.

  Успех вдохновил Гайдая, он пишет сюжет «Кавказской пленницы». Но картину сразу хотят положить «на полку» - за каждой шуткой режиссера критики видят крамолу и антисоветчиину. Но так получилось, что фильм увидел Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и ему картина понравилась. Он назвал ее «отличной комедией» - и это решило судьбу фильма «Кавказская пленница». Выйдя в прокат в 1967 году, успех «Кавказской пленницы» превзошел даже «Операцию Ы» - 76 миллионов восторженных зрителей.

В последующие годы Гайдай снимает свои лучшие комедии, каждая из которых становится лидером проката и картиной года: «Бриллиантовая рука», «Не может быть», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию». Каждый фильм – событие для Советского Союза! Его фильмы любят зрители, картины пережили не только свое время, а целую эпоху; их любят и сейчас, они буквально разобраны на цитаты.

Позднее Гайдай писал: «В кинокомедии должно быть, как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». Тщательно подбирал режиссер и музыкальное сопровождение каждой картины. Поэтому песни из кинофильмов Гайдая обретают свою жизнь. Леонид Иович всегда говорил, что нельзя, чтобы во время фильма угасал смех в зале. И он создавал фильм так, чтобы один смех был для рабочих и крестьян, другой - для интеллигенции, третий - для детей. И когда одна часть зрителей смеется, остальные отдыхают. Но удовольствие и хорошее настроение получает каждый.

После него остались его работы, его фильмы. И каждое новое поколение зрителей влюбляется в его добрые комедии. Его фильмы продолжают радовать и воспитывать многие тысячи зрителей.