МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) заслужил славу писателя-вдохновителя, идеолога нового времени. Но еще за долгие годы до получения этого статуса он был широко известен как опытный путешественник, знаток жизни и задушевный обаятельный человек. Настоящим богатством Горький считал знание людей, скрытую в них «человеческую руду». Искать в человеке человека было его любимым делом. Именно личное обаяние Горького и его горячий интерес к собеседнику располагали к нему  самых разных людей и вызывали у них желание помочь его делу.

Верные друзья были у Горького и в Ялте. Для него были открыты все три знаменитых дома с их литературными гостиными: дома семей Чеховых, Ярцевых и Елпатьевских.  Везде его принимали тепло и радушно, стараясь угостить и порадовать подарком. Борис Дмитриев (сын доктора В.Н. Дмитриева) вспоминал, что Горький был бедно и просто одет: «он ходил в отвратительном картузе. Ярцевы-Средины купили ему мягкую шляпу с полями, а дети сделали из картона большое красное яйцо, куда уложили шляпу и похристосовались этим яйцом с Горьким. Было много смеху. С тех пор Горький бросил картуз и стал ходить в этой шляпе». А Иван Бунин описал, как трогательно молодой Горький показывал кусок голубенького шёлка купленного на кофточку в подарок жене. Множество живых и забавных фотографий, где  гости дома сидят за чаем, дурачатся, играют были сделаны доктором Л.В. Срединым в ярцевском доме.

Будучи на Южном берегу Горький платил ответным радушием и  часто принимал гостей на  даче «Нюра», которую снимал у Токмаковых в Мисхоре (Олеизе). Там он приобрел еще одного ялтинского друга - Александра Афанасьевича Спендиарова. Александр Афанасьевич жил в собственном доме в Ялте, уже был известен как талантливый исполнитель, «молодой Моцарт», и как начинающий вдохновенный композитор. Особенно удавались ему переработка и адаптация  восточных народных песен и мелодий. В знак дружбы Спендиаров написал музыку на стихотворение Горького «Рыбак и фея» по мотивам валашской легенды.

Первое исполнение состоялось в ялтинском доме Спендиарова на улице Екатерининской.  Дом Спендиаровых был приятен Горькому еще и потому, что задуман был как дворец искусства.  Когда строили этот дом, его обставили лучшей мебелью фабрики Мельцера, украсили картинами, скульптурами, изысканной посудой.

В нашем музее хранятся фотографии интерьеров этого дома и некоторые предметы, переданные дочерью композитора Марией Александровной, в том числе фарфоровая кофейная чашечка, столовое блюдо и диковинки - китайская вазочка, карманные солнечные часы, столовые приборы.

Александр Афанасьевич вспоминал: «Меня поражало, с каким любованием всегда рассматривал Горький эти предметы искусства. Его детство и юность прошли без возможности наслаждаться радостями живописи, скульптуры, музыки. Но у него было прирожденное чувство красоты. Рассматривая какую-нибудь фарфоровую безделушку, он восклицал: «Вот за такую прелесть не жалко никаких денег!». Он развивал какую-то мысль, что все предметы быта – мебель, утварь, посуда, платья – должны быть напоены искусством».  

Сам Горький развил эту мысль в статье «Об искусстве», напечатанной в 1935 году: «В эпоху культурного младенчества своего люди соревновались в желании наилучше украсить самих себя, впоследствии общество было разорвано на классы, труд стал рабским, подневольным, творчество — предметом купли-продажи, честное соревнование сменилось конкуренцией мастеров, вызванной борьбою за кусок хлеба, и конкуренция, увеличивая количество вещей "для господ", понизила качество вещей. Первоначальные, примитивные машины создавали рабочие люди для того, чтоб облегчить свой труд, — хозяева силою наёмников совершенствовали машины, чтоб увеличить прибыль свою. В руках хозяина машина стала врагом рабочих, в руках рабочего она — его заместитель, она экономит его силы, сокращает время работы. (…)

Что побуждало людей придавать обыденным, полезным вещам: домашней утвари, посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать? Стремление к совершенству формы - биологическое стремление, в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, лёгкость и ловкость движений, это стремление к физической культуре тела, оно особенно ярко воплощено было древними греками в непревзойдённых образцах их скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения радостей жизни; людям, работающим над изменением вещества, материи и условий жизни, доступна величайшая из радостей - радость творцов нового, необыкновенного. Люди любят мелодически организованные звуки, яркие краски, любят делать окружающее их лучше, праздничнее, чем оно есть».

Красиво обустроенный дом Спендиаровых в Ялте, который уже был своего рода литературно-музыкальным салоном,  прекрасно подходил для того, чтобы именно там дать премьеру новой баллады Горького «Рыбак и фея» и поддержать сборами автора и его дело. Копия  программы концерта в честь М.Горького хранится в фондах нашего музея, мы приводим её ниже.

Программа.

1. Квартет C-moll Бетховена.

Исполнят господа Меотекин, Магазинер, Меерович и Копельницкий.

2. Романсы.

Исполнит госпожа Калинович.

3. Трио D–moll Аренского

Исполнит госпожа Голубинина, господа Фидельман и Копельницкий.

4. Романсы.

Исполнит госпожа Рунге-Семенова.

5. «Рыбак и фея», баллада.

на слова М.Горького… Спендиарова.

Исполнит господин Алексин.

6. Allegro moderato, Notturno из квартета D-dur Бородина, Andante cantabile из квартета D-dur Чайковского.

Среди выступавших нам знакомы сам хозяин дома, композитор Александр Афанасьевич Спендиаров, ялтинская учительница музыки Вера Ефимовна Голубинина, а балладу «Рыбак и фея» исполнил доктор Александр Николаевич Алексин.  Композитора  Спендиарова  мы уже представили ранее.  Вера Ефимовна Голубинина была свободной художницей и членом правления ялтинского Музыкально-драматического общества, около 1905 года открыла Музыкальную школу в Ялте. В ее школу принимались все желающие не моложе 7 лет. Обучение было рассчитано на 5 лет с оплатой 90 руб. в год за каждый предмет. Устав школы хранится в фондах Ялтинского историко-литературного музея. Доктор Александр Николаевич Алексин – близкий друг Горького, ялтинский терапевт и земский врач небольшой лаборатории с маленьким стационаром.

Сам Горький описывал друга так: «это был человек интересный и, по-русски, разнообразно талантливый. К медицине он относился несколько скептически; возможно, что именно поэтому он так удачно лечил. Это был идеальный русский земский врач, «мастер на все руки», хирург и гинеколог, окулист и «спец» по туберкулезу. Его интуиция в деле распознавания болезней была поразительна. Был он добр, хорошо, по-мужицки, незатейливо умен, очень терпимо относился к людям и небрежно к себе. Любил музыку, хорошо знал и понимал ее, играл на пианино и, обладая хорошим голосом, нередко с успехом пел в «благотворительных» концертах. Книг читал мало, даже и по своей специальности, а в часы отдыха любил читать ноты; ляжет на диван, почему-то сняв один ботинок с ноги, возьмет Бетховена, Моцарта, Баха или какую русскую оперу и читает, молча или напевая с закрытым ртом. Его первой женою была очень известная в свое время концертная певица, контральто Якубовская, она умерла после родов; он говорил о ней всегда с печалью и морщась при воспоминании о той глубокой боли, которую причинила ему смерть, похитив женщину.

- Я, знаешь, решил идти на сцену, но, когда она умерла, сказал себе: нет, буду лечить людей».

При этом любовь к музыке и к сцене никуда не исчезла, и доктор Алексин с большим удовольствием пел в любительских концертах. Интересно, что в обычной жизни доктор говорил довольно высоким голосом, а пел на сцене басом, перед выступлениями он очень волновался, как свойственно артистам.

Думается, что доктор Алексин был счастлив в тот день, когда пел балладу, написанную другом Горьким на концерте в его пользу. Как вспоминали современники, в кабинете Алексина стояла фотография Горького с его автографом: «А.Н. Алексину – за его ум и глотку, за умение пить водку и за всю его большую нелепую душу. М.Горький».

В день рождения Максима Горького мы описали лишь один ялтинский концерт, в котором он принимал участие, и лишь часть его ялтинского дружеского круга, но считаем, что эта страница воспоминаний хороша и ценна.