МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Сегодня, 21 августа 2021 года,  исполняется 150 лет со дня рождения Леонида Николаевича Андреева.

Леонид Николаевич Андреев - популярнейший писатель начала ХХ века, самый успешный в Российской Империи представитель нового литературного направления - символизма.

Популярный писатель, сказочный красавец "неаполитанского типа", живущий в причудливом громадном замке в обществе тихой задумчивой супруги, сочиняющий только ночами свои мрачные фантасмагории, которых жаждет публика и критика. Даже для начала ХХ века- времени увлечения мистикой и эффектными манифестациями- описанный образ ярок и заметен.Такого Андреева обожали поклонники, он производил ошеломляющий эффект на критиков и консервативно настроенных писателей.

Всё было так: и огромный, необычной архитектуры дом в Ваммельсу (Финляндия), построенный по собственному проекту писателя, но слишком тяжёлый для несущей его земли, и огромный письменный стол, под стать дому, с такими же чернильницей и пером, и пухлые папки с ядовитыми критическими статьями и с письмами-исповедями от обожателей, и ночные импровизации, когда перед гостями или домашними Леонид Андреев сам целиком разыгрывал сюжет еще ненаписанного произведения, а жена Анна Ильинична (во втором браке) спешно набирала услышанный текст  на машинке, порой не вставая по восемь часов. 

Этот театрализованный образ "герцога Лоренцо"  (по выражению И.Е. Репина) не был маскарадом: таким Андреев мог быть тоже, и эту часть натуры  он предъявлял искренне, с самоотдачей и удовольствием, но она не исчерпывала и не определяла глубину его личности.

Бывали и многодневные периоды смертельного ужаса перед невыразимым и запредельным, истощение всех душевных сил в попытке выстоять перед ним, отчаянные и долгие поиски взаимной и чистой любви, трагедия её утраты, заботы о большой семье. В ранний период писательства содержать семью, состоящую тогда из матери, сестёр и брата, было тяжело. Скиталец вспоминал о том, как однажды Андреев говорил, как хвалили в редакции его новый рассказ, называя его «шедевром», и тут же замечал, что при таком размере гонорара для содержания семьи нужно писать по восемь шедевров в месяц.

Писатель Вересаев таким видел Леонида Николаевича: «Был Андреев типический москвич. Радушный и гостеприимный, мало разборчивый на знакомства; масса приятелей, со всеми на «ты»; при встречах, хотя бы вчера виделись, целуются. Очень любил пить чай. Самовар в его квартире не сходил со стола круглые сутки. Работал Андреев по ночам, до четырех-пяти часов утра, и все время пил крепкий чай. В пять утра вставала его матушка, Настасья Николаевна, и садилась за чай. Днем, когда к ним ни придешь, всегда на столе самовар». Дополняет описание Корней Чуковский: «вся семья вместе с ним веселела, и в доме на две-три недели водворялся какой-то наивный, очень искренний, простосердечный, провинциальный уют. Именно провинциальный: даже в том, как сражался Леонид Николаевич в шашки, как безудержно и лихо острил, как долго просиживал с семьею за чайным столом, выливая на блюдечко чашку за чашкой, как любил слушать игру на гитаре, как любил послеобеденный сон, чувствовалось неискоренимое влияние провинции, в которой прошло его детство(…). Но замечательно: при всей провинциальности в нем не было и тени мещанства. Обывательская мелочность, скаредность, обывательское «себе на уме» были чужды ему совершенно; он был искренен, доверчив и щедр; никогда я не замечал в нем ни корысти, ни лукавства, ни карьеризма, ни двоедушия, ни зависти».

Характерной чертой Леонида Андреева была способность увлекаться новыми делами, которые охватывали его целиком, как пожар, а после достижения в них определенного успеха, уходили из его жизни без следа. Л.Н. Андреев был талантливым художником (образования не получил), одним из первых освоил технологию цветных автохромов и отснял тысячи удачных снимков, в Финляндии стал моряком-любителем, коллекционировал граммофоны.

При популярности Л.Н.Андреева неудивительно, что в фондах Ялтинского историко-литературного музея хранится ряд изданий его произведений, почтовые карточки с его портретами и со сценами из спектаклей, критические издания, посвященные творчеству писателя. Среди книг заслуживают внимания пятое издание рассказов Л.Н.Андреева 1902 г., посвященное М.Горькому, полное издание сочинений Андреева на 1913 год с качественным портретом автора и печатным автографом, нашумевшая трагедия "Анатэма", символистское произведение "Проклятие зверя" 1907 года, посвященное А.М.А., - почившей Анне Михайловне Андреевой.

Анна Михайловна – первая жена Леонида Андреева. «Дама Шура», как называл её Горький, была возлюбленной и любящей, самоотверженно поддерживала мужа, умела успокоить его беспокойный разум и поддержать в самые тёмные времена, отогнать «чёрные маски» страхов. При этом она с полной серьёзностью относилась к дару мужа, настаивала на том, что он должен достичь полного раскрытия своего таланта, именно своего, - достичь высот как Леонид Андреев, писать как свойственно именно ему, но на пределе сил. Как напоминает о ней образ Души – молодой женщины, верной спутницы героя, в «Проклятии Зверя»!

К ней обращается с благоговением герой: «Возлюбленная моя! Ограждающая от зла и смерти! Творящая добро и жизнь! Возлюбленная моя! Люди видят тебя как женщину, а ты - великая и светлая тайна, священный престол, у которого надо молиться. Если бы я умирал, ты сказала бы: твоя могила темна и сыра, боюсь, что там будет плохо тебе,- пошла бы за мною. Если б умирала ты, и я бы сказал: не умирай, ты не знаешь, как мне будет плохо без тебя,- ты преодолела бы смерть и жить осталась бы ты».

Героям Андреева, как и самому автору, не удаётся надолго забыться в шумном блеске, остаться одурманенными, внутренний голос вновь возвращает их к вопросам бытия, к трезвому взгляду на реальность внешнюю и внутреннюю.

В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранится изданная в 1903 году брошюра "Символизм и Леонид Андреев как его представитель", текст которой очень подробно освещает направленность и специфику произведений Андреева и выступает в защиту нового направления.

Леонид Андреев был тонко чувствующим наблюдателем с высоко развитым навыком рефлексии и даром преображать полученный опыт в художественный образ, сохраняя специфику и закономерность внутренних процессов и не теряя живости их проявления. Психологизм его работ позволил выйти за пределы рамок обоих жанров: и реализма, и символизма.

В контексте этого любопытно прочесть следующие газетные заметки.Газета "Новое время" от 22 февраля 1903 г. (ст.стиль) информирует, что психиатр "доктор И.И.Иванов прочитал на днях в Петербурге в заседании общества нормальной и патологической психологии реферат на тему "Леонид Андреев, как художник-психопатолог, на основании психиатрического анализа его рассказа "Мысль".

А в газете "Русское слово" от 7 февраля 1910 года(ст.стиль) мы встретим упоминание о популярном в то время формате дискуссий на морально-нравственные темы :"В клубе общественных развлечений состоялся суд над «Анфисой» Л.Андреева, по обстановке напоминавший процедуру уголовного процесса. Избранная по жребию публики жюри состояло из 14-ти судей, мужчин и женщин поровну. Через все защитительные речи красной нитью проходила мысль, что «обвиняемая» Анфиса олицетворяет собой протест против векового закрепощения мужчиной женщины, против бесправного социального ее положения, и что отравление Анфисой Костомарова – естественная реакция на издевательства его над лучшим ее чувством - любовью. «Суд» оправдал Анфису". "Анфиса"- драма , в основе сюжета которой лежит безнравственное и эгоистичное поведение Костомарова в семье, с сёстрами и родителями его супруги.

Леонид Андреев был дружен с Максимом Горьким, Скитальцем, Вересаевым, Чуковским. Эти писатели  позже написали художественные  воспоминания об Л.Н. Андрееве, особенно сердечны очерки В.Вересаева и К. Чуковского, на которые мы будем полагаться в дальнейшем рассказе.

Неоднократно бывал Леонид Андреев в курортной Ялте.

Впервые писатель посетил наш город в 1900 году. И в первый приезд, и в последующие он посещал дома доктора С.Я Елпатьевского на Дарсановской и художника Григория Ярцева на Гимназической (Войкова,9). Л.Н. Андреев был членом кружка Н.Телешова «Среда»,участники которого собирались в Ялте на "Срединском балконе". Леонид Николаевич был знаком со всеми завсегдатаями собраний: доктором Срединым, толстовцем Сулержицким, поэтом Скитальцем, писателями И.А. Буниным и А.И. Куприным, М. Горьким.

В 1903 году Леонид Андреев с матерью, женой Анной Михайловной и сыном Димой остановились на отдых в маленькой двухкомнатной сакле  на берегу моря, на даче «Монтедоро»  около Никитского сада.У них часто собирались гости из Ялты: ялтинский старожил писатель Елпатьевский с семьей, приехавший в Ялту Миролюбов и разные ялтинские интеллигенты. В Ялте состоялось знакомство Леонида Андреева и Викентия Вересаева, скоро перешедшее в товарищество. Вересаев вспоминал: «Ходил он в то время в поддевке, палевой шелковой рубахе и высоких лакированных сапогах. Вид у него был совсем не писательский. (…) Мы ездили большой компанией в Байдарскую долину, в деревню Скели, к замужней дочери С. Я. Елпатьевского, Людмиле Сергеевне Кулаковой. Ночью, при свете фонарей, ловили в горной речке форелей. Утром, в тени грецких орешников, пили чай. Растирали в руках листья орешника и нюхали.Возвращались мы в Ялту лунной ночью, в линейках. Смеялись, шутили, спорили».

Весной 1904 года Андреевы вновь прибыли в Крым и пробыли до конца июля, остановились, вероятно, снова в Никите. Живописна цитата из письма Андреева Вересаеву из Крыма в апреле: «На всем полуострове, где я ни бывал, основной запаховый тон – горьковато-душистый запах можжевельника, которым здесь топят печи. Потом – соленый, глубокий, влажный, широкий запах моря, а за ним тьма-тьмущая приватных запахов, как-то: сосны, пыли, всевозможных цветов. Иногда носу моему кажется, что здесь и камни пахнут. (…) Вчера ноги мои два раза лазали на мыс Мартьян (…) Я Вас очень люблю, Викентий Викентьевич, и мне очень Вас нехватает. Если станет там скучно, приезжайте сюда. Одного дядю Елпатия (С.Я. Елпатьевского) поглядеть – удовольствие большое и чисто крымское. В Москве он другой».

В июле настроение Леонида Андреева переменилось, крымская изнуряющая жара действовала на него угнетающе, работать над текстами он не мог, но отдал долг уважения памяти А.П. Чехова.

18 июля 1904 года в Ялте состоялся публичный вечер, посвященный  памяти А.П. Чехова, организованный Л.Андреевым, Скитальцем, Гусевым, Елпатьевским и  Белоконским. Андреев читал довольно большой рассказ Чехова, читал без выражения, но публика «валила» посмотреть на него. Сбор с вечера составил 800 рублей, которые поступили в фонд постройки в Ялте школы им. А.П. Чехова. Школа была открыта в 1908 году на улице Массандровской (Дражинского, 17) в арендованном для этого доме мещанина, члена городской управы, Д.С. Мартынова.

29 марта  1905 года Леонид Андреев приезжал в наш город, чтобы сопроводить едущего на лечение друга Максима Горького. Здесь встречался с А.И. Куприным.

В 1908 году в Ялте произошло одно из важнейших событий в жизни писателя. 21 апреля 1908 года в Аутско-Успенской церкви Леонид Андреев, помощник присяжного поверенного округа Московской Судебной палаты, православный, 36 лет, вторым браком  женился на Анне Ильиничне Корницкой, православной, бракоразведенной в первом браке, 25 лет. Венчал молодых священник Николай Щеглов. Об Анне Ильиничне говорили, что она очень красивая молодая женщина, яркого южного типа, серьезная, умная, уравновешенная. Это второй и последний брак писателя. После венчания супружеская чета отбыла в Финляндию.

В 1910 случился забавный конфуз, о котором рассказывает газета "Утро России" в заметке из Ялты 13 марта: «На весенний сезон приехали: в Алупку - писатель Леонид Андреев и в Ялту – ректор петербургской духовной академии епископ Феофан, известный сторонник запрещения «Анатэмы»». "Анатэма" - трагедия на библейский сюжет об искушающем духе и неспособности праведника противостоять наветам и хитрости темных сил.

Вероятно, в этот визит Леонид Андреев виделся и с драматургом Сергеем Найденовым, переехавшим с семьей в Ялту в 1909 году и жившем на даче в Заречье (ныне - район улицы Щербака). В фондах ЯИЛМ хранится фото на паспарту  с портретом Л.Н. Андреева, сделанное с натуры в фотоателье М. Дмитриева в Нижнем Новгороде  и подписанное от руки Леонидом Андреевым. Автограф на обороте паспарту черными чернилами, мелкими  отдельно стоящими красивыми, несколько украшенными буквами: «Сергею Александровичу Найденову с самой искренней симпатией. Леонид Андреев».

Хранится в фондах ЯИЛМ и почтовая карточка со сценой из пьесы "Дни нашей жизни": на ней изображён пикник на фоне театрального задника с природой. Пьеса эта впервые была дана на сцене театра Корша в феврале 1909 года. Постановка пьесы столкнулась с рядом цензурных ограничений, так одно из действующих лиц вместо военного было сделано штатским. Но театр Корша не впервые ставил рискованное произведение, обернувшееся большим успехом. На той  же сцене в 1901 году состоялась премьера драмы С.А. Найденова "Дети Ванюшина", затронувшей буквально все подавляемые в обществе, но назревшие для обсуждения вопросы. И, вероятно, оба произведения стали популярны, так как были поданы публике в правильный момент. Скиталец писал:"(...) маленькая реалистическая пьеска «Дни нашей жизни» неожиданно пришлась по вкусу, ударила по сердцам всей России!Дело в том, что «Дни нашей жизни» и на самом деле не лучшая пьеса Леонида Андреева, не характерная для него, но она оказалась близкой, родной для его поколения (...)".

Леонид Андреев покинул Ялту в конце апреля 1910 года, на обратном пути навестив Л.Н. Толстого в "Ясной поляне". Тремя годами позже газеты сообщат, что Л.Н. Андреев пишет сценарий для кинофильма об Л.Н. Толстом, который будет основан на автобиографических материалах и письмах классика: «Цель Л. Андреева—настолько упростить внешнюю форму изображения главнейших моментов жизни великого писателя земли русской, чтобы сделать его образ доступным для понимания и чувств многочисленных почитателей Л.Н.Толстого в Америке, Индии, Японии и других странах. Для этой цели все слишком личные и злободневные подробности отбрасываются и запечатлены лишь те моменты жизни и переживания, которые имеют общечеловеческое значение». (Газета "Русское слово" от 21 июня 1913 г.)

После 1910 г. Андреев почти не выезжал из своего замка. В 1919 году писателя не стало, он скончался от сердечного приступа, и даже обстоятельства его кончины в газетах были поданы «с эффектом». «Вечерние известия» московского совета рабочих и красноармейских депутатов сообщают: ««Гельсинген Саномат» сообщает, что в Мустамяках 13-го сентября, вечером скончался от разрыва сердца Леонид Андреев, Он был занят как раз литературной обработкой романа «Дневник Сатаны» (РОСТА)».

Требуются упражнения внимания и мысли для того, чтобы за публичным образом научиться видеть человека, за произведением – автора. И больше, чем что-либо другое,  в этом деле может помочь читателю встречное движение души писателя в его искреннем желании быть услышанным и понятым. Как чудесно почувствовал и описал это  автор брошюры о символизме: «Вообще же к миросозерцанию Андреева нельзя приложить обычной мерки. При чтении рассказов Андреева вы постоянно чувствуете у себя за спиной самого автора, который как бы подсказывает вам: ищите в моих рассказах больше того, что они дают по первым впечатлениям; в них – я сам со всем разнообразием своих настроений; проверьте мои настроения своими, отгадайте меня, мне самому не совсем понятного, и во мне познайте самих себя».