МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

В январе 2015 года исполнилось 70 лет со дня издания романа Николая Зотовича  Бирюкова «Чайка», за который он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Роман «Чайка» посвящен отважной партизанке, Герою Советского Союза, Елизавете Чайкиной. 

Николай Бирюков узнал о подвиге Чайкиной по радио: услышал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза Елизавете Чайкиной, посмертно. Он решил непременно написать о ней. Сценарий, документальная повесть – эти литературные объемы ограничивали автора в его желании как можно более подробно рассказать о подвиге Чайкиной,  ее жизни,  боевых друзьях. 

Летом 1941 года, за день до прихода фашистов в деревню Пено (Тверская область), Елизавета Чайкина ушла в партизанский отряд под командованием Андрея Кузьмича Филимонова и возглавила группу из 23 комсомольцев. База отряда была расположена в глухих лесах, в 20 километрах от Пено. Партизанский отряд стал вторым домом, второй семьей для Чайкиной. Но там она бывала редко: всегда находилась в огне сражений, ходила в разведку. Когда фашистские захватчики начали распространять ложную информацию о боях на фронте, Елизавета ходила по окрестным деревням; рассказывала о сводках с фронта, вселяла уверенность в победу. Благодаря Чайкиной, шло мощное сопротивление врагу: устраивались диверсии, сжигались дома, где жили фашистские захватчики. Она не предала ни друзей, ни товарищей- партизан и 22 ноября 1941 года отдала свою жизнь за Родину.  

Прежде, чем приступить к работе над образом будущей героини, Николаю Бирюкову хотелось понять, как закалялась воля Елизаветы Чайкиной, почему она ушла в партизанский отряд. Но информации катастрофически не хватало автору для работы над произведением. И тогда по его просьбе, по распоряжению Центрального комитета комсомола, домой к писателю, где он тогда жил – в Москве, в Лаврушинском переулке, приходили девушки, которые, как и Чайкина, воевали, сражались за Родину. Инна Константинова, Лидия Тарханова, Анна Калашникова, Зинаида Островская – они, как и Елизавета Чайкина, стали прототипами главной героини будущего романа «Чайка».

Судьба этих девушек, как и судьба Елизаветы, была героической. Анна Калашникова вела борьбу в тылу врага: в 1941 году она стала партизанкой, потом ее отправили в оккупированный Смоленск, где размещалась ставка фашистского командования, и под видом богатой помещицы внедрили в ряды фашистов. При встрече с писателем она рассказывала не только о своих подвигах, но и всего партизанского отряда: сколько было пущено под откос немецких военных эшелонов, взорвано мостов и складов с боеприпасами. Инна Константинова была разведчицей, два года действовала в тылу врага. Зинаида Островская трижды по заданию командования переходила линию фронта, дважды была в немецких концлагерях и дважды бежала. По возвращении на фронт, Зинаида Островская была назначена командиром радиостанции при артиллерийской части. Лидия Тарханова вошла в состав партизанской бригады для борьбы в тылу врага, была среди бойцов не только на боевом посту, но и перевязывала раненых. Лидия Тарханова участвовала в  освобождение  Белоруссии. Она много сделала для воспитания послевоенного молодого поколения, рассказывая о судьбах друзей своей юности, о борьбе в тылу врага. 

При всем различии внешности и характеров героических девушек их объединяли любовь к Родине и желание освободить ее от фашистских захватчиков. Эти чувства были близки самому Николаю Бирюкову: он всем сердцем желал приблизить Победу. И делал для этого все, что было в его силах – писал статьи для антифашистского комитета о защитниках Родины, работал над романом «Чайка».  

Внесла своей неоценимый вклад в создание романа приехавшая к Николаю Бирюкову самый близкий человек для Елизаветы Чайкиной – мать,  Аксинья Прокофьевна Чайкина. Она, как никто другой, смогла рассказать об отважной партизанке. Со дня гибели Елизаветы прошло всего несколько месяцев. Шла весна 1942 года. Трагическая, но, в то же время, и героическая история жизни Чайкиной поразила автора до глубины души. Благодаря подробным рассказам Аксиньи Прокофьевны, образ будущей главной героини романа наполнялся новыми чертами, которые соответствовали образу самой Елизаветы Чайкиной. Однако, несмотря на большой объем уже известной автору информации,  имя главной героини пришло не сразу. Но однажды, размышляя о будущем образе, Николай Бирюков вспомнил слова известной песни Михаила Исаковского «Катюша»:

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.

Имя было найдено – Катя. А фамилия? Сама Елизавета Чайкина жила в Пено, на берегу Волги, на берегу Волги ее расстреляли фашистские захватчики. Значит – Волгина! И началась работа над романом. Первые строки создавались Николаем Бирюковым в Москве, когда фашистские захватчики пытались штурмовать столицу. 

Мало кто знал тогда, что Адольф Гитлер распорядился, чтобы после взятия Москвы на ее месте с помощью специальных дамб было создано искусственное море, которое навсегда скрыло бы ее от глаз «цивилизованного мира». За столицу шли ожесточенные бои. То и дело слышалась тревога, свистели снаряды: первые главы романа создавались под военную канонаду. В начале войны писатель пообещал себе, что если он из-за состояния здоровья не может сражаться с оружием в руках на фронте, значит, будет сражаться словом. И сражался  недели, месяцы, годы: с 1942 до 1944 года шла работа над романом. 

В окружении Кати Волгиной появлялись новые герои: отважные партизаны и партизанки, друзья, и, к сожалению, предатели. Один из них – Тимофей Стребулаев, прообразом для которого послужил Тимофей Колосов. Он предал партизанку, и она была схвачена фашистами. Ни уговоры, ни пытки не сломили ее духа. Елизавета Чайкина, как и героиня романа «Чайка» Катя Волгина, без страха  отдала свою жизнь за Родину, за Победу.  

Николай Бирюков тоже сражался за Победу: работал, писал по 18, а иногда и по 20 часов в сутки, хотел, чтобы роман вышел до окончания Великой Отечественной войны. Бирюков говорил: «… как хочется, чтобы она, моя любимая Чайка, как Лиза, побыла в огне сражений, чтобы успели прочесть ее между боями наши ребята, чтобы закипели их сердца в гневе и мести за гибель Чайки…». Спустя десятилетия крымский поэт Леонард Кондрашенко напишет о романе:

И пришла к Победе в сорок пятом,
Веская, свинцовая в строке,
В переплете вытертом, помятом,
В выцветшем солдатском вещмешке…

Свое обещание Николай Бирюков сдержал: завершил роман до окончания Великой Отечественной войны. Роман был опубликован в январе 1945 года. «Чайка» воевала на полях сражений. Автору шли письма с фронта от защитников Родины – с благодарностью за роман.   Прочитав роман фронтовики давали клятву отомстить врагу за гибель отважной девушки. На одном из аэродромов под Калининым (теперь Тверь) группа летчиков принимала новые самолеты. Так, в составе авиации появились эскадрильи имени Елизаветы Чайкиной.

Елизавета Чайкина, как и многие другие партизаны и партизанки, солдаты и офицеры, ковавшие Победу, внесла свой подвиг в страницы истории Великой Победы. 

Грядет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 9 мая в столице нашей Родины, Москве, состоится Парад Победы, во многих городах пройдут торжественные мероприятия, возложение цветов к мемориалам, воздвигнутым в память о героях и сражениях.  

Памятники и монументы Великой Отечественной войны возвышаются не только в нашей стране. 8 мая 1950 года открылся один из самых величественных символов Великой Победы: он возвышается в Берлине, в Трептов-парке – солдат-освободитель с мечом в руках, а на его руках – обвившая шею маленькая девочка. 

Автор памятника – выдающийся советский скульптор-монументалист, лауреат пяти Сталинских премий, Евгений Викторович Вучетич. 13-метровый, 72-х тонный бронзовый монумент стал эпохальным. История создания его уникальна. По первоначальной задумке, в Трептов-парке должна была стоять величественная фигура Иосифа Виссарионовича Сталина, в руках он должен был держать глобус – символ власти: весь мир в наших руках. Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ефремович Ворошилов, но скульптор-монументалист Вучетич приготовил еще один вариант: должен быть изображен обычный русский солдат, прошедший боевой путь от Москвы до Берлина. Просмотрев оба варианта, Иосиф Сталин выбрал второй.

Солдат с маленькой девочкой на руках – настоящая история героического подвига сержанта Николая Масалова, который в 1945 году за несколько минут до очередной атаки на фашистские позиции, спас от гибели трехлетнюю немецкую девочку. Позировал скульптору для памятника рядовой Иван Одаренко. Меч в руках солдата не надуманный, а точная копия меча невского князя Гавриила, который в XIII веке вместе с Александром Невским сражался против врагов. В памятнике-мемориале воину-освободителю воплощена не только отдельная  боевая история, но и память всех, кто воевал за Родину, кто, как и Елизавета Чайкина, отдал свою жизнь за Великую Победу. О памятнике в Трептов-парке написал поэт-фронтовик Виктор Хандышев:   

Всюду есть побед великих арки,
Пусть у многих грандиозный вид,
Только ты, солдат, в Берлинском парке
Никогда не будешь позабыт.

Этот памятник, воздвигнутый в Германии, в самом центре современной Европы, всегда будет напоминать миру о Великой Победе над фашистскими захватчиками.  И мы, потомки тех, кто прошел через огни сражений, и теперь, спустя 70 лет, помним и будем помнить их героическую боевую славу.

 

Елена Масленникова