МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

«Кто отдал свое сердце народу, тот

всегда будет жить в сердце народа».   

                                     К. А. Тренев      

2 июня 2021 года исполняется 145 лет со дня рождения Константина Андреевича Тренева – замечательного писателя советского периода нашей страны, автора пьесы «Любовь Яровая», получившей в свое время мировую известность.   В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранятся личные вещи, документы, книги и фотографии писателя.                            

Тренев приехал в Крым в 1909 году из города Волчанска Харьковской губернии. В государственном архиве Республики Крым хранится послужной список коллежского асессора К. Тренева, преподавателя Симферопольской частной гимназии. В этом документе записано, что родился он 21 мая (2 июня) 1876 года на хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии, происходит из крестьян. После церковно-приходской школы и Харьковского земледельческого училища, Тренев поступает в Донскую духовную семинарию в Новочеркасске, затем заканчивает еще два учебных заведения – Петербургскую духовную академию и археологический институт. Получив хорошее образование, тем не менее ни археологом, ни священником не стал.   В 1904 году – он преподаватель русского языка и литературы в Новочеркасской учительской семинарии, с января 1907 года – наставник Волчанской семинарии. За участие в революционном кружке при учительской семинарии и выступление против порядков местных властей в газете «Донская речь» К. А. Тренев находился под наблюдением охранного отделения и был вынужден покинуть Харьковскую губернию.

Поселившись с семьей в Симферополе на Красной горке (ныне район улицы Кечкеметской), Константин Андреевич с трудом устроился преподавателем в частную женскую гимназию В. А. Станишевской (сейчас – ул. Ленина, 17) и одновременно в женскую гимназию Оливер (пр. Кирова, 62), а затем – в мужскую гимназию Волошенко (ул. К. Либкнехта, 42). В казенные учебные заведения опального учителя не допускали.

Жилось материально трудно. Подрастал сын Виталий, в 1914 году родилась дочь Наталья. Работа занимала много времени и сил. Педагогическая деятельность давала средства к существованию и богатейший жизненный материал, но, с другой стороны, отрывала от писательской работы. Несмотря на это, первыми пробами К. Тренева в жанре драматургии стали водевили: «Проезжающие», «Руки вверх», «Фальшивая монета». В 1910 году он пишет пьесу «Дорогины» о разрушении дворянского гнезда по своей теме напоминающую чеховский «Вишневый сад». Только события разворачиваются в период после 1905 года и носят более острый социальный характер. В 1911 году А. М. Горький напишет Треневу: «Пьеса Ваша кажется мне вещью талантливой и умной».

Вершиной прозаического наследия К. Тренева считается повесть «Владыка» (1912 г.). Ее можно поставить в один ряд с такими произведениями, как «Отец Сергий» Л. Толстого, «Архиерей» А. Чехова, «Жизнь Василия Фивийского» Л. Андреева. Высокую оценку повесть получила среди читателей и критиков. «Повесть понравилась мне, - отмечал А. М. Горький, - и по теме, и по исполнению».   

Первый сборник произведений Тренева под названием «Владыка», вышедший в 1915 году, редактировал И. Бунин. Во «Владыке» угадывались реальные крымские прототипы героев. Изображенный в повести ректор духовной семинарии архимандрит Серафим имел своего двойника в Таврической семинарии. А владыка Иннокентий напоминал симферопольского архиерея Феофана Быстрова.      

Многогранной была жизнь К. Тренева в Крыму: преподавательская работа, сотрудничество с журналом «Южные ведомости» и газетой «Донская жизнь». Расширялся круг его литературных связей. Лето писатель с семьей проводил в Коктебеле, на небольшой даче вблизи дома М. Волошина, где бывали М. Горький, М. Цветаева, В. Вересаев, М. Шагинян, Ф. Шаляпин и многие другие. Встречи с А.М. Горьким в 1916-17 гг. в Коктебеле, а затем в Тессели укрепили их дружбу. «Не будь Горького, - скажет позднее Тренев, - из-за моря подхватившего меня, никому не ведомого педагога, в тяжкий момент моего пути, я прошел бы мимо литературы». Переписка с М. Горьким продолжалась на протяжении многих лет. Тренев прислушивался к его советам и критическим замечаниям. Горький восхищался путевыми очерками Тренева, печатавшимися в «Русском слове» в 1916 году – «По тихой воде», «По Украине». В своих статьях «Мои встречи с Горьким», «Последняя встреча», посвященных памяти Горького, Тренев с горячей благодарностью вспоминает своего наставника и старшего друга.

Незаурядного преподавателя оценили только при советской власти. В 1919 году К. Тренев работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата. По инициативе писателя в Симферополе был создан народный университет, его передовые учителя и профессора читали лекции для широкой аудитории. Тогда же им был организован Дом будущих граждан для детей, родители которых служили в Красной армии. Преподавал Тренев и на рабфаке, закончив одновременно в Крыму агрономический факультет Таврического университета. Значительным произведением крымского периода жизни К. Тренева стала первая пьеса «Пугачевщина» (1924 г.), название которой подчеркивало, что речь идет не столько о предводителе восстания, сколько о массовом протесте народа. «У меня народ не фон, а герой», - писал Тренев.

Логическим продолжением этой темы стала пьеса «Любовь Яровая» (1926 г.). Участие писателя в политической жизни Крыма способствовало успешной работе над пьесой. К. Тренев был причастен к освобождению из белогвардейской контрразведки борцов за установление советской власти в Крыму, в том числе председателя Симферопольского ревкома Лауры Багатурьянц, ставшей одним из прототипов Любови Яровой. Совместная работа с народным комиссаром И. А. Назукиным подсказала образ комиссара Кошкина. На рабфаке, где преподавал Тренев, было немало участников гражданской войны, также послуживших прообразами некоторых персонажей пьесы. Так, например, Герой Советского Союза, участник гражданской войны, комендант Крымского ЧК в то время, а впоследствии знаменитый исследователь Арктики И. Д. Папанин, был прототипом матроса Шванди. Черты, присущие характеру поэта и художника М. Волошина, легко угадываются в образе профессора Горностаева. В этом же персонаже есть похожие страницы из биографии ученого К. А. Маркса, в прошлом царского генерала, перешедшего на сторону советской власти и занимавшегося просветительской работой. Прообразом священника Закатова стал крымский протоирей Востоков. И хотя «Любовь Яровая» была подсказана автору крымскими событиями 1918-1920 годов, она не стала произведением только местного значения, а приобрела большую обобщающую силу. Герои «Любови Яровой» пришли в литературу из жизни. Читателям и зрителям запоминались преданный делу революции комиссар Кошкин, устремленная к правде и способная на верную и сильную любовь учительница Яровая, бесстрашный и веселый матрос Швандя, рвущаяся в Европу ограниченная мещанка Дунька (отсюда знаменитая фраза «Пустите Дуньку в Европу»).

В статье «Моя работа над Любовью Яровой» К. А. Тренев отмечал: «Любовь Яровая» написана мной в 1925 – 1926 годах. Она была задумана и написана в Крыму, под Симферополем, в обстановке чрезвычайно далекой от театра. Деревенская тишина, крымская степь, грядами уходящая к подножию Чатырдага, - здесь только недавно стихла гражданская война, и следы ее были еще свежи… Когда я пытался изобразить в своей пьесе то, что происходило в Крыму и за Крымом в двадцатом году, я совершенно забывал о театре… Задачей пьесы было дать прежде всего политический и социальный фон, а уже на нем в органической зависимости от него – историю и драму героини и героя…»

Удивительной особенностью треневского таланта стало умение соединять традиции и новаторство. В открытый конфликт между революцией и контрреволюцией он органически включает нравственное столкновение, драму, происходящую в душе самого человека. Учительница Яровая воюет не только с белогвардейцами. Она сражается с собой и за себя, и за своего любимого мужа, ставшего по другую сторону баррикад. Сегодня он мог бы стать главным героем пьесы. Ведь жива и имеет право на существование и его правда…                          

Впечатление, которое производила «Любовь Яровая» на зрителей выразил писатель А. Барбюс, сказав, что от треневской пьесы веет «дыханием свободы». Пьеса стала в идейном и художественном отношении определяющей в репертуаре молодого советского театра и получила Государственную премию.     Впервые «Любовь Яровая» была поставлена на сцене Малого театра в Москве 22 декабря 1926 года с участием известных артистов В. Пашенной, Е. Гоголевой, П. Садовского, С. Кузнецова, В. Ольховского, Р. Рыжова. В 1937 году с пьесой К. Тренева ознакомились зарубежные зрители на Всемирной выставке в Париже. На этот раз в постановке Московского художественного академического театра. Драматург присутствовал на постановке пьесы во Франции. Позднее с гордостью вспоминал о том, как ему пришлось тогда пережить чувство патриотизма с исключительной полнотой и остротой.            

С 1931 по 1935 годы К. Тренев жил в Москве и работал над пьесами «Жена», «Опыт», «Ясный лог», пьесой «Гимназисты», законченной в 1935 году, в основу которой легли воспоминания писателя о его преподавательской работе в гимназии, драмой «Анна Лучинина» (1940 г.), повествующей о новых взаимоотношениях в советской семье. К 20-й годовщине Октябрьской революции К. Тренев одним из первых советских драматургов впервые в пьесе «На берегу Невы» воссоздал образ В. И. Ленина.                                                    

Наряду с творческой деятельностью писатель много времени отдавал общественным делам. Он был депутатом Моссовета, председателем Московского комитета драматургов, членом правления Литфонда, был награжден орденами «Знак почета» и Трудового Красного Знамени.

Несмотря на жизнь в столице и большую занятость, Крым не переставал быть важной частью в жизни писателя. В 1939 году в Ялте на участке у подножия холма Дарсан К. А. Треневым был построен дом по проекту его сына – архитектора и писателя Виталия Константиновича Тренева. Константин Андреевич жил здесь с 1939 по 1941 гг. с женой Ларисой Ивановной, сыном Виталием, дочерью Натальей и ее мужем писателем П. А, Павленко.                   

В годы Великой Отечественной войны К. А. Тренев жил в городе Чистополе. В этот период им были написал пьесы «Навстречу» и «Полководец», рассказы «Возвращение», «День рождения», «В семье», он выступал в госпиталях перед воинами Советской армии. В 1943 году начал пьесу «Юность Петра», оставшуюся незавершенной. В 1944 году Тренев снова приехал в Крым, Ялту. Его интересовала история партизанского движения в Крыму, борьба крымских подпольщиков с фашистами. Он познакомился с молодыми участниками симферопольской подпольной организации, подробно изучал их биографии. Знаменательно то, что этот новый замысел пьесы о защитниках Крыма в годы войны связывался в сознании автора с «Любовью Яровой». Не случайно в разговоре с писателем П. Павленко Тренев упоминал о том, что «это дети моей Яровой». Но новая пьеса не появилась. 19 мая 1945 года, через десять дней после Дня Победы, К. А. Тренева не стало. Творческим завещанием молодым писателям стала его статья «Не бойтесь дерзать»: «К нам, писателям, предъявлены сейчас серьезные требования. Чтобы выполнить их, нужен тот человеческий талант, без которого нет и не может быть писателя. Не бойтесь дерзать. Советский народ построил небывалой силы государство, стер в пыль небывалой силы врага благодаря своему бесстрашному дерзанию. Такова будет и патриотическая литература нашего народа».                                                

Константин Андреевич Тренев был не только талантливым драматургом, но и великолепным прозаиком, очеркистом, публицистом и журналистом. Среди его произведений такие образцы прозы, как «Затерянная криница», «На ярмарку», «Самсон Глечик», «Омелько – пастух» и многие другие.                   

В истории отечественной литературы Константин Андреевич был и остается незаурядным писателем и драматургом, который дал читателям и зрителям подлинные ценности, непреходящие и не зависящие от времени.