Южный берег Крыма в труде арабского географа ал – Идриси "Развлечение истомленного в странствии по областям"
В последние годы ведутся дискуссионные суждения о возрасте Ялты. Ялта получила статус города 23 марта (4 апреля) 1838 года. Однако первое письменное упоминание о местечке на южном берегу Крыма под названием Джалита (Ялита) относится к 1154 году.
В 2025 году исполняется 925 лет со дня рождения Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ал–Идриси (1100–1165/1166), арабского географа, картографа и путешественника.
Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн 'Абдаллах ибн Идрис ал Хаммуди ал–Хасани (1100–1165/1166 гг.) родился в Сеуте (Африка), в семье мавританского владетеля Малаги из рода Хаммудитов. Ал–Идриси принадлежал к знатному роду Алидов–Идрисидов, члены которого вели свое происхождение от ал–Хасана ибн 'Али, внука пророка Мухаммеда. Как потомок пророка, ал–Идриси имел право носить титул аш–шариф ("знатный", "благородный"), в связи с чем в арабской историографии географ известен под именем аш–Шариф ал–Идриси. Образование он получил в Кордовской школе, много странствовал по Европе, посетил Францию и Англию, путешествовал по Малой Азии. В середине XII века ал–Идриси был придворным норманского короля Роджера II, владевшего Сицилией, «жемчужиной западного ислама».
Сицилийское королевство стало домом не только для норманнов и всех пришельцев из–за Альп. В мире и процветании в нём жили разные народы (арабы, евреи, греки-византийцы, лангобарды ), принадлежавшие к различным вероисповеданиям (мусульмане, иудеи, христиане) [6, с.114].
Именно здесь, при дворе норманнских королей возникло уникальное для своего времени произведение, получившее мировую известность как «Книга Роджера» («Tabula Rogeriana»), которое так же хорошо известно под арабским названием «Нузхат ал–муштак фи–хтирак ал–афак» («Развлечение истомленного в странствии по областям») [2, с. 67]. Король Роджер II в совершенстве владел греческим и арабским. Изучал географические и исторические сочинения, беседовал с учёными людьми, рассылал их по различным странам и направлениям, а затем сам проверял полученные ими сведения. Расширение королевства посредством захвата все новых территорий продвигалось успешно благодаря грамотно поставленной разведке. В предисловии «Развлечение истомленного в странствии по областям» сказано, что король «пожелал узнать свойства своих стран по существу, изведать их с ясностью на опыте, узнать их границы и пути на суше и на море, в каком они климате, что относится к ним из морей и заливов, находящихся в них, а вместе с тем ознакомиться с прочими странами и областями в семи климатах» [1]. Ас–Сафади отмечал: «что Роджер даже специально посылал своих людей для сбора сведений, ибо хотел «проверить рассказы про страны воочию, а не на основе того, что передается в книгах». Вместе с ал–Идриси король отобрал «людей умных, смышленых, способных» и отправил их «по климатам востока и запада, юга и севера...» [4, с. 10]. По итогам проделанной работы он приказал отлить серебряный диск (планисфера весом 150 кг) и изобразить на нём все семь климатов, на которые была разделена карта мира. По его поручению были созданы карты на бумаге. Труд ал–Идриси являлся не просто комментариями к составленным картам, а был во многом уникальным сводом различных данных. К сожалению, серебряный диск и многие карты оказались утрачены после смуты в сицилийском королевстве в марте 1161 г. Всего сохранилось около десяти списков сочинения «Книги Роджера». Два из них считаются наиболее древними (XIV в.) и полными, хранятся в Национальной библиотеке Франции.
Источниками для создания описания Крыма послужили сообщения византийских купцов, которые отправлялись в плавание вдоль берегов Чёрного моря из Константинополя. Одной из наиболее дискуссионных территорий, описанных в «Книге Роджера» является Крым. Его облик настолько отличается от реальности, что встает вопрос, были ли здесь те «смышленые люди»?
В «Нузхат ал–муштак», в 5-й секции VI климата ал–Идриси помещает названия приморских городов и портов на пути от Константинополя до города Матрахи (Та – матархи) в последовательности движения вдоль Крымского побережья с запада на восток. После перечисления пунктов, расположенных до устья Дуная, сообщается: «Мулиса находится в устье реки Данабрис. От устья [этой реки] до [города] (У)лиски одна миля, затем до [города] Карсуна без малого один день плавания, что составляет восемьдесят миль. От Карсуна (Херсонес) до Джалита (Ялта) тридцать миль; это город, [принадлежащий] к стране ал–Куманийа (Половецкая степь). От Джалита до города Гурзуби (Гурзуф) двенадцать миль; это многолюдный город, [расположенный] на берегу моря. От него до города Бартанити (Партенит) десять миль; это небольшой цветущий город, где строят корабли. От него до города Лабада (Ламбат) восемь миль; это прекрасный город. От него до Шалуста (Алушта) десять миль; это красивый большой город, [расположенный] на море. От него до города Султатийа (Судак) по морю двадцать миль, а от города Султатийа до [города] Бут(а)р (Феодосия) двадцать миль. От Бут(а)р до устья реки Русийа (Керченский пр.) двадцать миль. От устья реки Ру – сийа до (города) Матраха (Тмутаракань) двадцать миль» [4, с. 115].
Ал–Идриси называет Халиту (Джалиту) «куманским» городом. Кочевой тюркоязычный народ куманы (половцы) выдвинулся в начале XI века из Заволжья в причерноморские степи, вытеснив печенегов. Уже со времени ал–Идриси арабские и персидские авторы называют этот народ кипчаками, но именование их куманами сохраняется в письменной традиции (Кодекс Куманикус) и картографии. Кипчаки (куманы) распространили свои кочевья до низовий Дуная, заселив Великую Степь, которая впоследствии называлась Кипчакской степью (Дешт–и–Кыпчак) [7, с.340].
И. Г. Коновалова выдвинула предположение о том, что упоминание в тексте маршрута от Трапезунда к устью реки Русиййу восходит к устному источнику и относится к Крыму. Если под устьем реки след Русиййу следует понимать Керченский пролив, то под Трапезундом скрывается некий географический объект полуострова. По одной из версий речь может идти о горе Чатыр–даг близ которой в окрестностях Алушты мог располагаться одноименный населенный пункт, связанный с готами – трапезитами, или с упоминаемым Страбоном оронимом «Трапезунт» [4, с. 216].
Таким образом, «Книга Роджера» является ценнейшим источником для изучения истории Крыма. Содержательность собранной информации указывает на огромный и далеко не праздный интерес со стороны норманнских королей Сицилии к данному региону.
Упомянув в 1154 году населённый пункт на Южном берегу Крыма как Джалиту, которая «лежит в земле команов» (то есть половцев), ал–Идриси стал автором первого нарративного источника, письменно подтвердившего существование Ялты. Сооружения на мысе св. Иоанна не сохранились из–за интенсивной застройки этой территории с начала XIX века. При строительстве железнодорожных касс неподалёку от порта в 1960-х годах был обнаружен клад серебряных татарско–генуэзских монет XIV–XV веков. Уездный город Ялта, образованный в 1838 году, начал расти у подножия Поликуровского холма, на берегу моря. Прошло время, и поселения различных эпох объединила территория современного города [5].
Екатерина Лысенко, старший научный сотрудник
Список литературы
Ал–Идриси. Развлечение истомленного в странствии по областям// Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII–XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939/ URL https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Idrisi/text16.phtml?id=11242 (Дата обращения 24.03.2025)
Бейлис В. М. Ал–Идриси о портах черноморского побережья и связях между ними / Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов–на–Дону. 1988. 67 с.
Браташова С. А. Крым и его окрестности XII века по ал–Идриси // Труды всероссийской научно-практической конференции. «V Феодосийские научные чтения: «Крым: история и современность – проблемы и решения»» – Феодосия.: МБУК ФМД, 2019. С. 108 – 112.
Коновалова И. Г. Ал–Идриси о странах и народах Восточной Европы. – М.: Восточная литература, 2006. 328 с.
Новиченкова Н. Г. Прежде чем Ялта стала городом. О древнем и средневековом периоде истории Ялты/ https://vk.com/@yilm_museum-den-rozhdeniya-yalty (Дата обращения 24.03.2025).
Прудников В. В. Крым на картах «Книги Роджера» (сер. XII в.) и Каталонском атласе (1375 г.). //Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. Материалы III Международной научной конференции. К пятой годовщине воссоединения Крыма с Россией. Том 2. – М.: Издательство Пробел – 2000, 2019. С.114–125.
Сидоренко В. А. Ялта – византийский город в Готской епархии. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XХII. – Симферополь: Антиква, 2017. С. 337 – 347.