МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

В 1904 году Ялту посетил популярный пианист, композитор и музыкальный педагог Антоний Степанович Аренский (1861-1906 гг.). Он известен как автор опер «Сон на Волге», «Рафаэль», балета «Ночь в Египте», романсов, музыки к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Антоний Семенович был человеком страстей и настроений, но его талант был ярким и несомненным для всех, слышавших его фортепианную игру.

А.С. Аренский окончил Петербургскую консерваторию, был учеником Н.А. Римского-Корсакова, одним из учителей С.В. Рахманинова. Ученики любили его за доброе отношение, старание объяснить материал каждому, природное обаяние.

Ялту Аренский посетил в ходе командировки на юг России, предпринятой для ревизии отделений Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО). Тогда в нашем городе отделения ИРМО еще не было; организацией культурной жизни и музыкальным просвещением занимались участники Ялтинского музыкально-драматического общества.

Отделение Императорского Русского Музыкального Общества появилось в Ялте годом позже, в 1905. Во всей Империи насчитывалось только 32 местных отделения, которые располагались в губернских центрах, и только в Таврической губернии отделение было открыто не в Симферополе, а в Ялте ‒ уездном городе. Первым председателем Ялтинского отделения ИРМО стал управляющий удельным имением «Массандра» Владимир Николаевич Качалов, позже эту должность занимал пианист и фотограф Петр Иванович Веденисов. Целью музыкального училища было «образование исполнителей на музыкальных инструментах, певцов, учителей музыки и управляющих хорами (дирижеров)».

Антоний Степанович Аренский остановился на одной из дач в Чукурларе (ныне район Приморского парка в Ялте). В путеводителях указано, что в Чукурларе сдавались особняки, квартиры и комнаты, постояльцы могли пользоваться общим залом, к их услугам были домашние завтраки и обеды из 2-3 блюд, купанье, виноград с собственного виноградника, прогулочный парк.

Радушно встретил и познакомил с местным обществом приезжавшего в город музыканта деятельный и гостеприимный композитор Александр Афанасьевич Спендиаров, бывший тогда товарищем (заместителем) председателя Ялтинского музыкально-драматического общества, позже ‒ директором ИРМО.

Дом Спендиаровых на улице Екатерининской был центром притяжения для ялтинского музыкального сообщества. В его гостиной состоялся приветственный концерт для Антония Степановича. М.А. Спендиарова вспоминала: «Народу было масса. Избранный товарищем председателя Ялтинского музыкально-драматического общества, Александр Афанасьевич пригласил к себе всех его членов: руководителей кружков, солистов и хористов. На вечере выступало знаменитое московское трио ‒ Шор, Крейн, Эрлих, ‒ гастролировавшее в то время в Ялте. После исполненного ими трио Аренского выступил сам автор. Как он играл! Всю жизнь свою вкладывал!»

А Владимир Николаевич Качалов, камергер Высочайшего двора, рассказывал: «Однажды собрались мы у Аренского в Чукурларе. Он играл «Не зажигай огня», а Збруева пела. Как запомнились эти ялтинские вечера, теплые, тихие, темное небо, яркие звезды и сильный запах каких-то кустов (…)».

Все четыре месяца, проведённые в Ялте, Антоний Аренский навещал гостеприимный дом Спендиаровых каждый день. Вместе обедали в саду под раскидистым ливанским кедром, украшенным электрическими лампочками, шутили и устраивали конкурсы. «Солнечная жизнерадостность» и чувство юмора гостя покорили всех домашних.

Вместе Спендиаров и Аренский посещали «музыкальный клуб» на Набережной, ‒ единственный в городе магазин музыкальных инструментов и нот Юлиуса Пфейфера. Магазин находился на Набережной рядом с гостиницей «Франция» (не сохранился).

Композитор в компании друзей часто бывал в ресторане в Городском саду и даже музицировал на его эстраде, восхищая публику несравненной игрой и яркими экспромтами.

Антоний Аренский покидал Ялту под аккомпанемент гастролировавшего в Ялте оркестра Преображенского полка, а палубу отходящего парохода забросали букетами роз. Необычайно тронут, был Антон Степанович этим знаком внимания.