МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

8 августа исполняется 145 лет со дня рождения основоположника кинематографического искусства в России, основателя Ялтинской киностудии Александра Алексеевича Ханжонкова.

В жизни и творчестве Ханжонкова большую роль сыграл Крым и Ялта.

Первый грандиозный успех принесла ему совместная с В.М.Гончаровым работа «Оборона Севастополя». Для создания исторической киноленты потребовалось разрешение Императора, который не только дал разрешение, но и предоставил в распоряжение съемочной группы части регулярной армии, военное обмундирование, корабли. Один из кораблей даже было позволено потопить для достоверности картины. Исторический музей предоставил свои экспонаты. Съемки фильма проходили на подлинных полях сражений Крымской войны и с участием  оставшихся в живых героев битвы за Севастополь. Предварительный просмотр фильма состоялся в Ливадийском дворце в ноябре 1911 года. После просмотра фильма раздались аплодисменты, и Император Николай II одарил Ханжонкова перстнем, усыпанным бриллиантами, с собственной руки. Именно с «Обороны Севастополя» начинается небывалый успех фирмы «Ханжонков и Ко». Прибыль позволяла даже снимать образовательные  и документальные фильмы, такие как «Мёртвый город Чуфут-Кале», «Виды Карелии», «Виноделие на Кавказе», «Жизнь в русских тундрах и быт самоедов», «Памяти М.Ю.Лермонтова», «Похороны Л.Н.Толстого», «За полярным кругом».

В 1916 году Ханжонков приобрел участок в Ялте на улице Аутской (ныне Кирова), где был устроено киноателье. Побудило к переезду в Ялту чутье предпринимателя, а также красивые виды, живописные окрестности Ялты, удобная дорога из Москвы и количество солнечных дней в году. С начала 1917 года Ханжонков жил в Ялте. Он вспоминал, что «каждый из режиссеров стремился для своих картин заснять наиболее красивые места в окрестностях Ялты – таким образом, на экран попали все стильные и оригинальные виллы: Остроухова, Эмира Бухарского, Карагача, Ласточкино гнездо и другие. Это был период интенсивной работы…» Ялтинский период оказался очень плодотворным, несмотря на то, что продолжалась Первая мировая война, а затем революции 1917 года, многочисленные смены власти в годы Гражданской войны. В период ялтинского междувластия в летнем киноателье Ханжонкова было снято свыше двух десятков лент, среди них «Король Парижа», «Звезда моря», «Лорд Дернлей», «Торжественные похороны жертв революции» и другие. Ханжонкову принадлежит право первооткрывателя таких актерских талантов, как Иван Мозжухин, Вера Холодная, Амо Бек-Назаров и другие. Александр Алексеевич поверил в талант Владислава Старевича, и тот стал первым создателем объемной анимации; поверил в талант режиссера Василия Гончарова, Петра Чардынина, и многих других, которые вошли в золотой фонд отечественной кинематографии.

Летом 1919 года была национализирована кинофабрика Ханжонкова в Ялте. Однако вскоре город заняли войска Деникина, и Ханжонков не только продолжил работать, но и расширял свое дело. Был приобретен соседний участок, разработан проект строительства нового двухэтажного дома, приобретено оборудование, мебель и прочие необходимые вещи. По замыслу Ханжонкова, студия в Ялте должна была стать вторым «Голливудом».

В ноябре 1920 года Ханжонков с семьёй выехал из России. Есть разные мнения, была это эмиграция или выезд на лечение, ведь к этому времени обострилась болезнь Ханжонкова, приковавшая его к инвалидному креслу. В Лейпциге была проведена операция, которая оказалась неудачной, и только ухудшила состояние Александра Алексеевича.

В 1923 году Ханжонкову поступило приглашение вернуться в Советский Союз и возглавить акционерное общество «Русь-фильм». Работе в Москве не заладилась, здоровье ухудшалось, и в 1926 году Алесандр Алексеевич вернулся в Ялту, и остался здесь до конца жизни.

На протяжении двадцати с лишним лет он оставался неизменным консультантом Ялтинской киностудии. О том, как складывалась его жизнь в эти годы, лучше самого Ханжонкова не сказать. В 1934 году он обратился к начальнику Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР Борису Шумяцкому с письмом, в котором писал: «Моё положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решил обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою». Письмо возымело действие – в связи с 15-летием советского кино Ханжонков получил персональную пенсию в 350 рублей.

В последующие годы Александр Алексеевич работал над созданием мемуаров. Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии».

Последние годы жизни Ханжонкова пришлись на время оккупации Крыма фашистскими захватчиками. В это время сложно выжить было здоровым людям, не говоря уже о больном, прикованном к коляске пожилом человеке. Рядом была любящая жена, благодаря которой он и смог продержаться до освобождения Крыма. Но силы постепенно оставляли его. 26 сентября 1945 года Александр Алексеевич умер в доме №15 по улице Боткинской.

Силами энтузиастов кино проводятся фестивали «Дни Ханжонкова в Ялте». 26 августа 2011 году на улице Пушкинской в Ялте воздвигнут памятник Александру Алексеевичу Ханжонкову как основателю Ялтинской киностудии по проекту Геннадия и Федора Паршиных.

К имени Ханжонкова всегда добавляли слово «первый». Первый продюсер России, первый создатель тележурналистики, первый создатель школы актерского искусства, первый, кто применил монтаж, первый, кто применил спецэффекты при создании кинолент, первый создатель документального и образовательного кино. Ялта стала свидетельницей его первого триумфа, колыбелью его успеха, и именно в Ялте Александр Алексеевич остался навсегда.