МБУК «Ялтинский историко-литературный музей»

+7 (3654) 26-03-70

Как способ ведения боевых действий тактика «свободной охоты» начала использоваться в период зарождения авиации. Приобрела основные черты, как способ ведения боевых действий в период Первой и Второй мировых войн. В период Великой Отечественной войны применялась немецкими лётчиками в начальный период, когда немцами было завоёвано превосходство в воздухе. После наступившего перелома в завоевании господства в воздухе советскими летчиками в 1943 году, данный способ успешно применялся советскими лётчиками и гораздо реже немецкими, о чём свидетельствует статистика. Так например, практически во всех донесениях о боевой работе истребительных авиационных полков во время Великой Отечественной войны, сведения о свободной охоте, как способе боевых действий, появляются в отчётах только начиная с 1943 года.

Советское командование нечасто позволяло применять эту тактику. Для советской авиации было важно выполнение командных задач, а не личные успехи, пусть даже лётчик сбивал вражеский самолёт, а то два и три самолёта. Считается, что эта тактика   наиболее безопасна для лётчика и экономит самолёты.  Эта тактика была любима лётчиками - истребителями Великой Отечественной войны.

Ещё в начале 1943 года командующий 8-й Воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин, ставил перед авиаторами задачи овладеть налётами на «свободную охоту», как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, а с самой лучшей стороны проявил себя в «свободной охоте» Амет - Хан Султан.

В чём же притягательность и успех этой тактики?

Лётчик обладает привилегией сам прокладывать маршрут и у лётчика не скованы руки сопровождаемыми бомбардировщиками. Только тебе решать вступать в бой или нет.

Три козыря есть у этой тактики: внезапность, нападение со стороны Солнца, высота и скорость.

Да действительно тактика «свободная охота» экономит самолёты.

Историк Борис Юнин однажды сказал: «Вы же не будете утверждать, что американские лётчики, были гораздо хуже вьетнамских, только на основании, что потери американских лётчиков, гораздо больше вьетнамских. Численность американских и вьетнамских лётчиков не сопоставима, отсюда вытекает и корректное сравнение советских и немецких лётчиков.

«Истребитель – охотник – это высшая форма боевой деятельности воздушного бойца. Его задача - найти противника, сбить, а самому не понести поражения. Его девиз - нашёл, сбил, ушёл. Используя исключительно хитрость и владение своей машиной, смело и уверенно. Смело и уверенно лётчик поражает противника, молниеносно и внезапно. У аса должны быть сильно развиты инициатива и сообразительность, уверенность в себе и в свои принятые решения. Растерянность и паника чужды для аса», писал в своей книге «Тактика истребительной авиации» маршал авиации, лётчик-ас
Александр Иванович Покрышкин.

Рассмотрим объекты «свободной охоты»: для истребительной и бомбардировочной авиации. Для истребительной (истребительно-бомбардировочной, тактической) авиации при решении уничтожения воздушного противника, объектами могут быть самолёты и вертолёты противника в воздухе.

Для бомбардировочной (истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, тактической) авиации, при решении задач уничтожения наземного (надводного) противника, объектами могут быть самолёты и вертолёты противника на земле, наземные и надводные цели.

При выполнении «свободной охоты» по наземным (надводным) целям основными объектами поражения являются наиболее важные с точки зрения значимости (стратегической, оперативной и тактической).

Это могут быть: командные пункты, пункты управления авиацией, средства ПВО, пункты управления средствами ядерного нападения, авиация на земле и ракетные установки.

Остановимся на тактике «свободная охота» в период Великой Отечественной войны.

Способ боевых действий истребителей «свободная охота» способствовал росту числа одержанных побед. В период Великой Отечественной войны являлся едва ли не самым основным способом, применяемым немецкими лётчиками. При этом немецкие лётчики широко использовали распространённую сеть передовых постов (пунктов) предупреждения, находясь в зоне дежурства в воздухе и в засадах на земле и на аэродромах.

Основные принципы, положенные немецкими лётчиками при выполнении боевых полётов на «свободную охоту»:

Основа боевого порядка — пара самолётов (ведущий и ведомый).
На боевое задание вылетала группа самолётов составом пары истребителей, реже – звеном.
Воздушное пространство было распределено между подразделениями и дежурными группами. Часть находилась в зоне дежурства в воздухе, часть — на земле.
Конкретная боевая задача на выполнение полёта не ставилась, предполагалось, что пара охотников-истребителей самостоятельно определяет свои цели: как воздушные, так и наземные.
На выполнение заданий по плану «свободной охоты» отправлялись только высокоподготовленные лётчики, имеющие не одну одержанную победу над противником, имеющие высокие навыки техники пилотирования и действий в непредвиденных ситуациях (особых случаях в полёте).
Командованием Люфтваффе рекомендовано в качестве целей для «свободной охоты» против воздушного противника использовать:

любые одиночные самолёты противника,
повреждённые в бою самолёты противника,
пары самолётов, замыкающие строй бомбардировщиков (штурмовиков), возвращающихся на свои аэродромы после выполнения боевой задачи.

Тактика немецких лётчиков при обнаружении целей для «свободной охоты» имела (шаблонные методы) — занять тактически выгодные методики (в современном трактовании: ТВП), которое определялось ведущим пары и, как правило состояло в том, чтобы:

Вариант 1: паре разделиться, при этом ведущий, используя рельеф местности, маскирующие возможности местности и метеоусловий выполняет сближение с самолётом противника, незаметно для противника, а ведомый — осуществляет прикрытие самолёта ведущего, располагаясь выше;
Вариант 2: выполнить манёвр с целью в последующем занять позицию для атаки, со стороны солнца и с высоты, позволяющей развить высокую скорость для последующей атаки.
В любом случае атака воздушной цели ставила своей целью «зайти противнику в хвост», выполнить стрельбу из пулемётов (пушек) с малой дистанции (как правило не более 50 метров) и должна была закончиться уничтожением самолёта противника.

 

 Так штабом 8-ой воздушной армии для отработки новых видов боевого применения - ведение боевых действий способом «свободная охота», привлекалась 6-я гв. иад. Руководством дивизии для этой цели с 8 по 15 мая 1943 года был выделен 9 – й гвардейский  истребительный авиационный полк, который в течение месяца отрабатывал данный способ, не привлекаясь к решению других задач. За семь дней охоты выполнено 156 самолёта - вылетов, летали 76 самолётов Як - 1. Уничтожено: 29 грузовых автомашин, 6 грузовых автомашин, 1 автобус, сожжено 2 железнодорожных вагона и 2 катера, потоплен 1 катер. В воздушных боях сбито: 2 Focke-Wulf Fw 190 Würger, 1 Messerschmitt Bf.109, 1 Junkers Ju 52; подбито: 1 Focke-Wulf Fw 189 Uhu; сожжено на земле: 1 Junkers Ju 88. Своих потерь не имели, повреждён один Як-1 в результате атаки 3-х Messerschmitt Bf.109 на аэродром подскока Марьевка.

Все эти варианты объединяет одно: у пилотов есть конкретное задание, которое они должны выполнить и после полёта отчитаться.

А вот свободная охота от всех других боевых вылетов отличается тем, что пилоты конкретных заданий не получают. Разве что, им определяют район действий. И как легко догадаться, их задачей является встретить самолёты противника или обнаружить какие-то наземные цели и уничтожить.

Следует не забывать, что свободной охотой занимались не только истребители но и лётчики морской авиации, когда они вылетали в море в «поисках добычи». И среди торпедоносной авиации такой прием был достаточно широко распространён, когда совмещался разведывательный полет с боевым.

Давайте же перейдём к серьёзным вещам и поговорим про свободную охоту.

Как это не покажется кому-то странным из тех, кто привык воспринимать войну по кинофильмам, хоть советским, хоть современным, но боевые самолёты просто так не летают куда попало. Бомбардировщики и штурмовики вылетают для того, чтобы нанести удар по определённым целям. Разведчики облетают строго определённый район, корректировщики понятно кружат над целями, которые интересуют артиллеристов. Истребительная авиация же либо сопровождает свои штурмовики и бомбардировщики, либо вылетает на перехват чужих.

Есть у истребителей и ещё один приём, когда они барражируют, проще говоря, наматывают круги в воздухе над определённым районом. Охраняют от возможного налёта авиации противника.

Все эти варианты объединяет одно: у пилотов есть конкретное задание, которое они должны выполнить и после полёта отчитаться.

  Свободной охотой начинают заниматься тогда, когда плановой работы нет, то есть, когда в небе противник уже не появляется. Сие состояние называется господство в воздухе. Реально, полное господство в воздухе удалось завоевать лишь англо-американцам после высадки в Нормандии. Имея на вооружении истребители, способные воевать на равных с немецкими «мессерами», и огромное количественное преимущество, западные союзники получили ситуацию, в которой немцы в воздух днём практически не поднимались. Поскольку любой вылет был практически самоубийством. На Восточном фронте немецкая авиация летала до последнего дня, что видно, хотя бы по интенсивной работе зенитной артиллерии даже в Берлинской операции. С другой стороны, хоть и пишут, что у немцев в 41-м году было господство в воздухе, это не совсем верно. Так как качественное преимущество Люфтваффе компенсировалось большим количественным преимуществом советской авиации.

В целом же надо понимать, что на подобные задания отправляли только очень опытных пилотов. У немцев этим занимались главным образом признанные асы-истребители, но и, как я понимаю, даже у них подобное было всё-таки в редкость.

Офицеры 19-го киап (176-го гвиап) с января 1944-го первыми в ВВС освоили тактику "свободной охоты". К тому времени советские летчики уже окончательно закрепили за    собой господство в воздухе. А чтобы его удержать, взяли на вооружение тактические приемы, которыми раньше пользовались только немцы. На "свободную охоту" отправляли самые опытные пары "ведущий — ведомый". Четкой задачи не ставили — командование лишь обозначало квадрат, в котором предстояло действовать. Уже в воздухе "свободные охотники" самостоятельно искали самолеты противника, принимали решение, вступать в бой или отступить, преследовать врага или нет. У каждой пары свой квадрат -уже ко второму-третьему вылету летчики прекрасно ориентировались в своей зоне ответственности. Нередко "охотников" наводили на цель дежурные группы на земле, обнаружившие низколетящие истребители или бомбардировщики с крестами на крыльях.

Знаменитый советский ас Александр Покрышкин называл "свободную охоту" высшей формой боевой деятельности воздушного бойца: "Используя исключительную хитрость и владение своей машиной, он смело и уверенно поражает противника, молниеносно и внезапно. У аса должны быть сильно развиты инициатива и сообразительность, уверенность в себе и в принятии решений. Растерянность и паника чужды для аса". За четыре года войны 176-й гвиап выполнил более трех с половиной тысяч вылетов на "свободную охоту".

В середине декабря 1943 года командование 8-й воздушной армии собрало в Аскании-Новой своих асов-истребителей. (Газета «Красная звезда» от 17 декабря1943 года).

«На сборе присутствовали знаменитые дважды Герои Советского Союза Александр Иванович Покрышкин и Дмитрий Борисович Глинка, известные асы Владимир Дмитриевич Лавриненков, Амет-Хан Султан и другие.

У каждого из участников слёта на боевом счету от 15 до 30 сбитых немецких самолётов, десятки воздушных боёв. Если сложить количество вражеских машин, сбитых участниками слёта, получится внушительная цифра».

Наряду с анализом разнообразного боевого опыта лётчики обсудили предложение Тимофея Тимофеевича Хрюкина о таком методе воздушной борьбы, как «свободная охота».

«Немного о «свободной охоте», завершил лаконично свой отчёт комэск.

Суть этого метода в следующем: «Ищи гитлеровца везде.
Нашёл, бей его и лети дальше. При этом не забывай, что за линией фронта против нас   ещё один коварный враг - зенитки фашистов».

- Об этом они сами напоминают; усмехнулся Иван Борисов, самолёт которого недавно получил повреждение при налёте на вражеский аэродром.

- От этих зениток лучше держаться подальше.

- Ты хотел сказать, лучше от них держаться повыше! - засмеялся Павел Головачёв.

-Ничего, с нашим командиром найдём управу и на них. (Из воспоминаний лётчиков - асов).

Остановимся на тактике «свободной охоты» и случаях, когда её применял  Амет — Хан Султан.

«Коль хочешь, чтобы твоё имя стало таким же прославленным и почётным, каким является имя Амет - Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даёт он лётчикам - охотникам» - писала о нём армейская газета.

Амет -Хан Султан говорил: «Охота - моё любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт. Во время «свободной охоты» лётчик должен стараться видеть всё, а сам остаться незамеченным. Нападай на противника тогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает».

Вот несколько примеров «свободной охоты» Амет -Хана Султана.

24 января 1944 года, действуя на Никопольском направлении, 4 самолёта «Аэрокобра» вылетели на охоту в район станции Туркалы.  Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Произвели атаку по цистернам. Повторный налёт произвели через 50 минут. Ведущим четвёрки был Амет-Хан Султан. Эшелон противника оказался рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолётов по фронту, предпринял две атаки по оставшимся цистернам, 6 из них загорелось. Действуя решительно, лётчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб.

8 февраля 1944 года Амет — Хан Султан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Берислава обнаружили две группы противника: три «Юнкерса» и шесть «Хейнкелей» сходу атаковали. В результате короткой схватки Амет -Хан Султан уничтожил один бомбардировщик. После этого полёт был продолжен, и лётчики обнаружили колонну вражеских войск, движущуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше двадцати солдат и офицеров. 

Известные на весь мир "Стрижи" и "Русские Витязи" — прямые потомки советских "свободных охотников". В августе 1945-го 176-й гвиап перебазировали на подмосковный аэродром "Теплый Стан". Летчики отрабатывали групповой и одиночный высший пилотаж, принимали участие в воздушных парадах над Москвой, осваивали реактивные истребители. Летом 1950-го пилоты 176-го гвиап на авиапоказе в Тушино впервые продемонстрировали групповой пилотаж "пятерки" на новейших МиГ-15. На этих же машинах советские ветераны сражались в небе Северной Кореи с американскими летчиками на "Сейбрах" и сбили 107 самолетов противника. Четыре офицера полка за эту "командировку" удостоены звания Героя Советского Союза.

  Нигде так ярко не проступает закон взаимодействия между ведущим и ведомым, как в «свободной охоте».                                                                                                                                                                       «Свободная охота» -это наивысшая форма боевой деятельности советских истребителей. Лётчиков, желающих быть «свободными охотниками», у нас насчитывалось много. Но не каждый мог стать им. Иной пилот прекрасно дрался в групповом бою, отлично сопровождал свои штурмовики или бомбардировщики, был достаточно зорок и внимателен в патрульной службе. Здесь его ободряло своеобразное чувство «локтя», или, вернее, «чувство         крыла», близость соседей, голос авианаводчика, позиции своих сухопутных войск. Истребители-охотники лишены этого. Вдвоём или вчетвером, они проникают за линию фронта на большую глубину. Там, устраивая нечто вроде воздушных засад, они неожиданно для врага атакуют его самолёты, уничтожают паровозы и автомашины, терроризируют противника на огромном пространстве. С сотней случайностей и непредвиденных обстоятельств может встретиться лётчик в «свободной охоте». Идя на неё, он должен быть хорошо уверенным в своих силах, в своей машине, в напарнике.

Уходя в свободный поиск, истребитель предоставлен самому себе и может рассчитывать только на своё уменье. Он сам избирает цель удара. Она всегда должна быть достойной затраченных на поиск усилий. Трезвый «расчёт, смелость, хитрость и знание тактики воздушного боя— краеугольные камни «свободной охоты». Познать и совершенствовать эту тактику можно было только пристально следя за тактикой противника, критически разбирая свои действия и обладая большим практическим багажом.

Советских лётчиков стимулировали идти в «свободную охоту». Большая честь завоевать право на этот вид воздушного боя. Должен сказать, что свободная охота удалась мне не сразу. Были и «холостые» вылеты, когда мы ни с чем возвращались на аэродром. Были и неудачи, когда враг успевал предупредить атаку и от нападения нам приходилось переходить к обороне, обороне трудной и опасной, ибо дело происходило над вражеской территорией, далеко от линии фронта. Слабовольных людей эти первоначальные неуспехи, может быть, и склоняли к мысли совсем отказаться от «свободной охоты». В нашей части собрались лётчики крепкой закалки. Продолжая охотиться, мы каждый день приносили командиру добычу. Фото-кинопулеметы прекрасно запечатлевали на плёнке зажигаемый охотником вражеский бомбардировщик или истребитель. Рассматривая эти снимки, мы на специальных разборах восстанавливали картину боя и тут же вырабатывали новые, более действенные тактические приёмы.

В успехе всех действий истребителя-охотника большую роль играло умение обмануть бдительность хитрого и осторожного противника. Однажды мы заметили, что несколько дней подряд над расположением наших войск регулярно появляется дальний немецкий разведчик. Это был «Ю-88», вооружённый, как это водилось у немцев, несколькими фотоаппаратами. Свою разведку он обычно производил на больших высотах. Порою его можно было заметить с земли только по следу инверсии, которая белой полосой возникала на небе.

«Свободная охота» быстро стала любимой формой деятельности лётчиков нашей части. Командир правильно определил, насколько важна непрерывность этой охоты. Мы вели свободный поиск врага не только в периоды затишья на фронте, но и в более горячее время.

Выполняя эту задачу, командир как бы раздвигал границы того участка фронта, над которым наши истребители изгоняли и уничтожали вражеские самолёты. Воздушное патрулирование, вылеты по вызову рации наведения он сочетал с обязательным выделением нескольких пар «свободных охотников», которые, зная расположение вражеских аэродромов, уходили на маршруты немцев, искали там врага и нещадно уничтожали его, радируя в то же время своим воздушным патрулям, чтобы те приготовились к перехвату прорвавшихся немцев.   

Немецкие асы заносчиво именовали себя «рыцарями воздуха». Они по-дикарски украшали свои машины амулетами, были суеверны и, как это ни покажется странным, по природе своей трусливы, хотя среди них встречались и опытные пилоты. Но в большинстве случаев они предпочитали лёгкую добычу. В войне они видели средство обогащения. Об этом со всей откровенностью сказал нам сбитый немец. Он заискивающе смотрел на нас, советских лётчиков, полагая, что ведёт с нами профессиональный разговор. Глядя на этого немца, я невольно сравнивал его с моими однополчанами. Другие цели, другое вдохновение жили в душе советского лётчика!

Поиск врага в воздухе — это было только одной стороной той «свободной охоты», которая у нас культивировалась. Мы приучались нещадно бить противника, где бы он ни был -в воздухе или на земле. Борьба за господство в воздухе -это не только воздушные бои. Массированные удары наших бомбардировщиков и штурмовиков по аэродромам, авиабазам серьёзно ослабляли немцев. Мы-«свободные охотники»тоже включились в эту «наземную» борьбу с вражеской авиацией. Наша тактика и здесь основывалась на стремительном, неожиданном, соколином ударе.

Как-то раз, чтобы подытожить опыт, генерал собрал истребителей-охотников на специальную конференцию. Один за другим лётчики выходили на трибуну и рассказывали о своих методах, своей тактике. Наши аэродромы тогда располагались по берегу Чёрного моря. Немцы, запертые в «крымской бутылке», сносились с материком только морем и по воздуху. Многочисленные «юнкерсы-52» и «фокке-вульфы-200» совершали регулярные рейсы между Крымом и румынскими берегами.

Хочется вспомнить опыт лётчиков-сталинградцев. В историю воздушной войны они вписали увлекательную страницу побед, блокируя с воздуха группировку Паулюса. Наша тактика «свободной охоты», применённая над морем, могла стать губительной для немецкой транспортной авиации. Чтобы увеличить время пребывания в воздухе, ставили на самолёты дополнительные бачки с горючим.

Ася Бронникова, заведующий структурным подразделением "История Алупки"

Литература.

1). Бессчётнов Е.И. Звёзды в ладонях: Документальная повесть о дважды Герое  Советского Союза  Амет -Хане Султане.-Симферополь:КАГН, 2000.-272с.:ил.

2)Лавриненков В.Д. «Возвращение в небо».-2-е изд.-М.:Воениздат  44  1983.-240 с.,10 л.   ил.-(Военные мемуары).

3) Звёзды немеркнущей славы: Очерки о крымчанах — Героях Советского Союза.- 3-е перераб. И доп. Изд.- Симферополь: Таврия, 1084. - 304с., ил.- (Герои Советского Союза).

4) Безыменский Л.Тайный фронт против второго фронта. - М.:АПН, 1987.-с., ил.

5) Семененко В.И., Радченко Л.А.Великая Отечественная война: как это было...-Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород. 2008. - 416 с.

6)Каберов И.А. В прицеле — свастика: Воспоминания лётчика — истребителя.- 2-е изд., исправл. И доп. - Л.: Лениздат, 1983. - 294 с.,ил.

7)Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. Сборник. М., «Молодая гвардия», 1970.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

8) Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942.-М.:Яуза, Эксмо, 2006.-512с.,ил.-(Война и мы).

9) Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации.-Новосибирск :Издательский Дом «Сибирская горница», 1999.